Вид ассимиляции | Результат уподобления звуков | Примеры | |
1. | По глухости – звонкости (регрессивная) | глух. + звонк. звонк. + звонк. звонк. + глух. глух. + глух. | сдать, молотьба входить, шубка |
2. | По месту образования | с + ш ш з + ж ж с + ж ж з + ш ш | бесшумно безжизненный с Женей без шапки |
3. | По способу образования | т + с ц с + ч ш з + ч ш т + ц ц т + ч ч | братство подписчик извозчик отца лётчик |
4. | По мягкости | Обязательный характер: 1. переднеязычн.+ переднеязычн. (кроме р,л) 2. любой согласный + j | с’тихи сем’ья |
Факультативный: 1.переднеязычн. + губной мягкий 2. губной + губной мягкий губной + мягкий переднеязычн. | cвет – с’вет бомбит – бом’бит любви – люб’ви |
Диэреза – упрощение групп согласных, выпадение одного звука:
грустный, чувство, поздний, солнце
? С какой орфограммой связан этот процесс?
Приведите свои примеры диэрезы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15
3. Аккомодация – приспособление произнесения одних звуков к другим в процессе речи. Наблюдается на стыке согласного и гласного.
2 типа аккомодации: 1). Воздействие гласного на согласный: перед гласными переднего ряда могут употребляться только мягкие согласные: [ д’э т’и ] (искл. – не освоенные языком иноязычные слова: [ к а ф э ]). Гласные [а], [о], [у] после мягких согласных становятся более передними.
2) Воздействие согласного на гласный – при употреблении [и]: после твёрдого он переходит в [ы] – СЫГРАТЬ; В ИГРЕ – [ в ы г р’ э ].
! Приведите свои примеры аккомодации и ее отсутствия. Назовите орфограмму, связанную с этим процессом. ___________________________________________________
4. Диссимиляция – расподобление звуков: 1). ЧН ШН: конечно, скучный;
2). ЧТ ШТ: что, ничто;
3). ГК ХК: лёгкий.
Широко представлена в просторечии: транвай (вместо: трамвай)
? 1. В чем отличие согласного звука от гласного?
По каким признакам характеризуются согласные?
Что называется фонетическими процессами?
В чем различие между позиционными и комбинаторными фонетическими процессами в области согласных?
Охарактеризуйте комбинаторные процессы.
В чем практическая значимость знания о фонетических процессах в области
согласных?