Воробей, ворона,тетерев, перепёлка, синица, зимородок, попугай, кукушка, пеликан

[        ][      ] [      ] [          ] [      ] [           ] [        ] [        ] [        ] 

 

Упражнение № 7. Найдите ошибки в транскрипции гласных.

 

Перегородка – [ э и а о а ]                          неисследованный – [ ь и е ъ ъ ы ]

 

Приговорить – [ ь ъ ъ и ]                               неожиданно – [ э а и ъ а ]   

Отживший - [ а и и ]                                      предугадывали – [ э у а ъ ъ и ]

Упражнение № 8. Укажите слова, в которых следующие виды редукции:

1 Только качественная редукция
2 Только количественная редукция
3 Качественная и количественная редукция

 

Упрямый                   рассветает                        оберегать

Желание                    прижились                        избиратель

Кукурузный              поворачивать                   ничья

Превосходить            излишки                           переговорить

Отдача                        перегорать                       пилигримы 

21

Упражнение № 9. Найдите лингвистически грамотную формулировку ответа.

Буква Е в слове ЕЛЬ: - даёт два звука;

                                           - обозначает два звука;

                                           - имеет два звука.

Упражнение № 10. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Шьёт, лёгкий, мою, брюки, южный, полью, клюёт, ежевика, ёмкий, увянуть, ядовитый, семья, объявление, маяк, съедобный, прелесть, колье, трое.

Упражнение № 11. Укажите слова, в которых:

1) букв больше, чем звуков: борьба, медальон, сомнение, вскользь;

2) букв меньше, чем звуков: съезд, яблочное, приятный, перелёт;

Одинаковое количество звуков и букв: приютить, резьба, объявление, брезжит.

 

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 

Упражнение № 1. Узнайте согласный звук по характеристике.

 

1) согласный переднеязычный, аффриката, шумный, глухой непарный, твёрдый непарный;

2) согласный губно-губной, смычно-взрывной, шумный, звонкий парный, мягкий парный;

3) согласный заднеязычный, щелевой, шумный, глухой непарный, мягкий;

Согласный среднеязычный, щелевой, сонорный, мягкий непарный.

Упражнение № 2. Укажите слова, где все согласные:

 

1. взрывные крот, боб, папка, дед, весть, дата, годы, дорога 
2. фрикативные (щелевые) сосна, фея, швея, чудо, вес, фон, зов
3. шумные глухие звон, стог, берёза, бег, шишка, утёс, мак, спевка
4. сонорные яма, тонна, мина, лесной, лень, ясень, лай, ярмо 
5. губные поп, бубен, мамба, пава, мама, фавн, баба, баобаб
6. переднеязычные среда, бревно, сажа, черёд, капля, ёж, центнер
7. заднеязычные кок, грот, губа, хохот, Кох, гага, угар, коготь

 

Упражнение № 3. Назовите слова, состоящие из следующих звуков.

 

  1. 1) Согласный среднеязычный, щелевой, сонорный, мягкий; 2) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный; 3) согласный переднеязычный, щелевой, шумный, звонкий, твёрдый; 4) гласный среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный; 5) согласный заднеязычный, смычный взрывной, шумный, глухой, твёрдый.

22

  1. 1) Согласный губно-губной, смычно-проходной, носовой, сонорный, мягкий; 2) гласный переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный; 3) согласный переднеязычный, дрожащий, сонорный, твёрдый.
  2. 1) Согласный переднеязычный, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий; 2) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный; 3) согласный губно-зубной, щелевой, шумный, глухой, твёрдый.

Составьте самостоятельно аналогичные задания.

 

Упражнение № 4.    Назовите лишний согласный звук. Объясните свой выбор.

[б’п’в г м]                      [м’р н л’]                   [ц к ч’]                        [р’ j ж]

[ф с j з п]                        [м п j л’]                    [б г’ш ф н]                 [в д’ж з’х]

[ч’ j т’ ц’]                       [ж ш х ч’]                  [с т н к ш ]                 [ к г j х ]

Упражнение № 5. Охарактеризуйте согласные звуки в словах.

 

Яростно, болт, годы, звук, птица, матч, финиш.

Упражнение № 6. При формулировании заданий, связанных с обозначением твердости/мягкости согласных звуков буквами гласных, учителя допускают много ошибок. Сравните две формулировки одного задания. Какая из них лингвистически неграмотна? Почему?

Прочитайте буквы: А О И Ы Е.

Найдите те, которые смягчают согласные.

Найдите те, которые обозначают мягкость согласных.

Упражнение № 7. Перед Вами варианты вопроса, заданного детям. Кто из учителей сформулировал вопрос лингвистически более корректно? Аргументируйте.

Прочитайте слово ЛОВИЛА и найдите в нем слог с мягким согласным. Почему этот звук мягкий?

Как вы при чтении узнали, что согласный в слоге - ВИ - нужно произнести мягко?

Как вы узнали, что буква В мягкая?

Как вы узнали, что буква В читается мягко?

Упражнение № 8.     Подчеркните одной чертой буквы, обозначающие мягкие

                                согласные звуки, а двумя чертами буквы, обозначающие их

                                мягкость.

 

Жизнь, цилиндр, переплёт, щёголь, любовь, ёмкость, каменщик,  

Предпринять, жёсткий, пробиться, изобретатель, расширяться,  

цирк, жест, нянчить.     

23

Упражнение № 9. Укажите слова, в которых Ь обозначает мягкость согласного

                             звука.

Молодежь, пьеса, закончить, споёшь, беречь, впредь, познакомьтесь, фальшь, сжечь, назначьте, Кузьма, направьте, возьми, глушь, полночь, сельдь, батальон.

 

Упражнение № 10. Запишите мягкие согласные звуки, имеющиеся в указанных

                               словах. Как обозначена их мягкость на письме?

Невероятная, приключение, прижигать, бессчётный, телепередача, ошибиться,

Циркуль, обещать, прелюдия, медлительность.

Упражнение № 11. Обозначьте цифрами слова, имеющие:

Твердый согласный 1
Мягкий согласный 2
Равноправные варианты 3

Шедевр                      генетика                      тезис                    термин

Фанера                       интеграл                      капелла              шинель

Бутерброд                  интеграция                 синтез                  дефис

Бифштекс                  депрессия                    дезодорант          бассейн

Игрек                          корнет                          конгресс             деформация

Терапевт                    сессия                           декольте             музей

Брюнет                       кофе                              супермен            крейсер

Кредо                          панель                          генезис                хорей

Депо                            газель                           орхидея               террорист

Одесский                    пресса                          крем                     реквием

Сервер                        компьютер                  ретро                    резюме

Упражнение №12. В каких словах есть звук [ j ]? Как он обозначается на письме?

Поехать                                                       гайка

Скамья                                                        трамвай

Вязать                                                          съёжившийся

Лосьон                                                           волчьи

Изъян                                                            белеть

Упражнение № 13. Обозначьте пропущенные разделительные знаки:

1 Мягкий знак
2 Твёрдый знак

С…ёмка                       в…южный                              доб…ёмся

Бур…ян                       почтал…он                              об…ективный

С…естное                   б…ёт                                          об…ят

Интер…ер                   ад…ютант                                двух…ярусный

Раз…яснение              пред…юбилейный                 в…ётся

Трёх…язычный         с…экономить                          верблюж…я

Фел…етон                   фельд…егерь                           охотнич…и

В…едливый                цеп…ю                                      двух…осный

Кон…юнктура            олен…я                                    кур…ер                                                    

24

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Упражнение № 1. В школьной программе фонетические явления в словах ВСТАВКА,

                         КРОВЬ, ПРОСЬБА называются оглушением и озвончением

                         согласных. Приведите научное название этих явлений. 

Упражнение № 2. Укажите ассимиляцию по глухости – звонкости:

Абсолютно, авторитет, отвозить, сдача, всегда, сдвинуть, подставить, слово, против, улыбка, безвкусный.

? Перед какими согласными шумный согласный не подвергается изменениям?

Упражнение № 3. Образуйте:

1) существительные с суффиксом –К и отметьте чередования согласных:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: