[ ][ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
Упражнение № 7. Найдите ошибки в транскрипции гласных.
Перегородка – [ э и а о а ] неисследованный – [ ь и е ъ ъ ы ]
Приговорить – [ ь ъ ъ и ] неожиданно – [ э а и ъ а ]
Отживший - [ а и и ] предугадывали – [ э у а ъ ъ и ]
Упражнение № 8. Укажите слова, в которых следующие виды редукции:
1 | Только качественная редукция |
2 | Только количественная редукция |
3 | Качественная и количественная редукция |
Упрямый рассветает оберегать
Желание прижились избиратель
Кукурузный поворачивать ничья
Превосходить излишки переговорить
Отдача перегорать пилигримы
|
|
21
Упражнение № 9. Найдите лингвистически грамотную формулировку ответа.
Буква Е в слове ЕЛЬ: - даёт два звука;
- обозначает два звука;
- имеет два звука.
Упражнение № 10. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Шьёт, лёгкий, мою, брюки, южный, полью, клюёт, ежевика, ёмкий, увянуть, ядовитый, семья, объявление, маяк, съедобный, прелесть, колье, трое.
Упражнение № 11. Укажите слова, в которых:
1) букв больше, чем звуков: борьба, медальон, сомнение, вскользь;
2) букв меньше, чем звуков: съезд, яблочное, приятный, перелёт;
Одинаковое количество звуков и букв: приютить, резьба, объявление, брезжит.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Упражнение № 1. Узнайте согласный звук по характеристике.
1) согласный переднеязычный, аффриката, шумный, глухой непарный, твёрдый непарный;
2) согласный губно-губной, смычно-взрывной, шумный, звонкий парный, мягкий парный;
3) согласный заднеязычный, щелевой, шумный, глухой непарный, мягкий;
Согласный среднеязычный, щелевой, сонорный, мягкий непарный.
Упражнение № 2. Укажите слова, где все согласные:
1. | взрывные | крот, боб, папка, дед, весть, дата, годы, дорога |
2. | фрикативные (щелевые) | сосна, фея, швея, чудо, вес, фон, зов |
3. | шумные глухие | звон, стог, берёза, бег, шишка, утёс, мак, спевка |
4. | сонорные | яма, тонна, мина, лесной, лень, ясень, лай, ярмо |
5. | губные | поп, бубен, мамба, пава, мама, фавн, баба, баобаб |
6. | переднеязычные | среда, бревно, сажа, черёд, капля, ёж, центнер |
7. | заднеязычные | кок, грот, губа, хохот, Кох, гага, угар, коготь |
|
|
Упражнение № 3. Назовите слова, состоящие из следующих звуков.
- 1) Согласный среднеязычный, щелевой, сонорный, мягкий; 2) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный; 3) согласный переднеязычный, щелевой, шумный, звонкий, твёрдый; 4) гласный среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный; 5) согласный заднеязычный, смычный взрывной, шумный, глухой, твёрдый.
22
- 1) Согласный губно-губной, смычно-проходной, носовой, сонорный, мягкий; 2) гласный переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный; 3) согласный переднеязычный, дрожащий, сонорный, твёрдый.
- 1) Согласный переднеязычный, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий; 2) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный; 3) согласный губно-зубной, щелевой, шумный, глухой, твёрдый.
Составьте самостоятельно аналогичные задания.
Упражнение № 4. Назовите лишний согласный звук. Объясните свой выбор.
[б’п’в г м] [м’р н л’] [ц к ч’] [р’ j ж]
[ф с j з п] [м п j л’] [б г’ш ф н] [в д’ж з’х]
[ч’ j т’ ц’] [ж ш х ч’] [с т н к ш ] [ к г j х ]
Упражнение № 5. Охарактеризуйте согласные звуки в словах.
Яростно, болт, годы, звук, птица, матч, финиш.
Упражнение № 6. При формулировании заданий, связанных с обозначением твердости/мягкости согласных звуков буквами гласных, учителя допускают много ошибок. Сравните две формулировки одного задания. Какая из них лингвистически неграмотна? Почему?
Прочитайте буквы: А О И Ы Е.
Найдите те, которые смягчают согласные.
Найдите те, которые обозначают мягкость согласных.
Упражнение № 7. Перед Вами варианты вопроса, заданного детям. Кто из учителей сформулировал вопрос лингвистически более корректно? Аргументируйте.
Прочитайте слово ЛОВИЛА и найдите в нем слог с мягким согласным. Почему этот звук мягкий?
Как вы при чтении узнали, что согласный в слоге - ВИ - нужно произнести мягко?
Как вы узнали, что буква В мягкая?
Как вы узнали, что буква В читается мягко?
Упражнение № 8. Подчеркните одной чертой буквы, обозначающие мягкие
согласные звуки, а двумя чертами буквы, обозначающие их
мягкость.
Жизнь, цилиндр, переплёт, щёголь, любовь, ёмкость, каменщик,
Предпринять, жёсткий, пробиться, изобретатель, расширяться,
цирк, жест, нянчить.
23
Упражнение № 9. Укажите слова, в которых Ь обозначает мягкость согласного
звука.
Молодежь, пьеса, закончить, споёшь, беречь, впредь, познакомьтесь, фальшь, сжечь, назначьте, Кузьма, направьте, возьми, глушь, полночь, сельдь, батальон.
Упражнение № 10. Запишите мягкие согласные звуки, имеющиеся в указанных
словах. Как обозначена их мягкость на письме?
Невероятная, приключение, прижигать, бессчётный, телепередача, ошибиться,
Циркуль, обещать, прелюдия, медлительность.
Упражнение № 11. Обозначьте цифрами слова, имеющие:
Твердый согласный | 1 |
Мягкий согласный | 2 |
Равноправные варианты | 3 |
Шедевр генетика тезис термин
Фанера интеграл капелла шинель
Бутерброд интеграция синтез дефис
Бифштекс депрессия дезодорант бассейн
Игрек корнет конгресс деформация
|
|
Терапевт сессия декольте музей
Брюнет кофе супермен крейсер
Кредо панель генезис хорей
Депо газель орхидея террорист
Одесский пресса крем реквием
Сервер компьютер ретро резюме
Упражнение №12. В каких словах есть звук [ j ]? Как он обозначается на письме?
Поехать гайка
Скамья трамвай
Вязать съёжившийся
Лосьон волчьи
Изъян белеть
Упражнение № 13. Обозначьте пропущенные разделительные знаки:
1 | Мягкий знак |
2 | Твёрдый знак |
С…ёмка в…южный доб…ёмся
Бур…ян почтал…он об…ективный
С…естное б…ёт об…ят
Интер…ер ад…ютант двух…ярусный
Раз…яснение пред…юбилейный в…ётся
Трёх…язычный с…экономить верблюж…я
Фел…етон фельд…егерь охотнич…и
В…едливый цеп…ю двух…осный
Кон…юнктура олен…я кур…ер
|
|
24
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Упражнение № 1. В школьной программе фонетические явления в словах ВСТАВКА,
КРОВЬ, ПРОСЬБА называются оглушением и озвончением
согласных. Приведите научное название этих явлений.
Упражнение № 2. Укажите ассимиляцию по глухости – звонкости:
Абсолютно, авторитет, отвозить, сдача, всегда, сдвинуть, подставить, слово, против, улыбка, безвкусный.
? Перед какими согласными шумный согласный не подвергается изменениям?
Упражнение № 3. Образуйте:
1) существительные с суффиксом –К и отметьте чередования согласных: