Кафедра прикладной психологии
П Р А К Т И К У М
П О
К У Л Ь Т У Р О Л О Г И И
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ
Санкт-Петербург
2009
Практикум по культурологии / Под ред. А.С.Кармина и В.И.Еленского
Авторы: проф. В.М.Аллахвердов, асс.В.И.Еленский, доц. М.В.Иванов, проф. А.С.Кармин, доц. А.А.Отюгов, доц. А.Ю.Прохватилов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс культурологии призван способствовать духовному росту и совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира. Культурно развитый, духовно богатый человек не утопает в мелочной суете повседневности, он способен сделать свою жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Он умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и благожелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Он свободен в своих мыслях, взглядах и поступках. Его нельзя "оболванить": он умеет критически оценить рекламу и пропаганду, капризы моды и навязчивые стандарты массовой культуры, дешевую демагогию самовлюбленных политиканов и "мнение толпы".
|
|
Знакомство с кратким учебным курсом культурологии, разумеется, еще не делает человека носителем высокой культуры. Культура, как сказал однажды Пастернак, не падает в объятия каждого желающего. Одного желания мало, нужно приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, смысл ее многообразных феноменов и разнообразные варианты их интерпретации. Изучение культурологии не имеет ничего общего с бездумной зубрежкой. Реальную пользу от него студент получает только тогда, когда он активно и сознательно стремится расширить свой культурный кругозор, выработать умение самостоятельно осмысливать и истолковывать явления культуры ("тексты"), раскрывать и анализировать культурно-ценностные ориентации, которые определяют образ мышления и поведения, свойственный ему самому, другим людям, представителям других культур. Большую роль в этом должна сыграть работа студентов на практических занятиях по культурологии.
В данном учебном пособии содержатся разнообразные задания, внимательное и вдумчивое выполнение которых дает студентам "пищу для ума" и развивает их "видение" культуры. При подготовке к каждому практическому занятию необходимо изучить приведенные в пособии тексты и постараться самостоятельно ответить на поставленные вопросы. В ходе практических занятий используются различные формы и способы организации работы студентов, которые помогают им освоить пути, средства и методы восприятия, понимания и созидания культуры.
|
|
По каждой теме практических занятий указывается список литературы. Он имеет не обязательный, а рекомендательный характер.Но предполагается, что в процессе домашней подготовки к занятию студент должен проработать по крайней мере 2-3 произведения из этого списка. По некоторым из этих произведений (или другим, которые указывает преподаватель) студенты должны будут сделать доклады или рефераты.
Тематика практических занятий не дублирует лекционную и не охватывает все содержание курса культурологии. Однако между содержанием лекций и практических занятий есть внутренняя связь, и проработка материалов практического занятия требует знания того, что излагалось на лекциях.
Настоящий выпуск "Практикума по культурологии" составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа проф. В.М.Аллахвердов, доц. М.В.Иванов, проф. А.С.Кармин, доц. А.А.Отюгов, доц. А.Ю.Прохватилов, асс. В.И.Еленский..
Отв. ред.: А.С.Кармин, В.И.Еленский.
КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
В основании любой культуры лежит некоторая совокупность идеалов и ценностей, ориентация на которые "задает" нормы жизни, поведения, деятельности людей. Рождаясь и воспитываясь в определенной социальной среде, человек усваивает принятые в ней культурно-ценностные ориентации. Его стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Предписанные ему культурой программы поведения так или иначе определяют его жизненный путь. Вместе с тем происходящие в обществе преобразования, изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.
Упражнение
по выявлению культурно-ценностных ориентаций
Выберите в каждом пункте одно из трех утверждений (А, В, С), наиболее соответствующее представлениям, с которыми вы с детства чаще всего встречались в семье, школе, книгах, средствах массовой информации и т.д. Если выбранное вами утверждение расходится с вашими теперешними взглядами, отметьте это.
1.
А) Люди должны преобразовывать природу, чтобы улучшить условия своего существования.
В) Человек не способен справиться с силами природы и должен подчиняться им.
С) Люди должны жить в гармонии с природой.
2.
А) Основой для решения современных проблем должен быть, прежде всего, опыт прошлого.
В) При решении современных проблем главное - иметь достоверные знания о настоящем и учитывать особенности существующей сегодня реальности.
С) При решении современных проблем необходимо в первую очередь прогнозирование будущего.
3.
А) Необходимость всю жизнь трудиться - это тяжкое бремя для человека.
В) Любой труд хорош, если только он приносит хороший доход.
С) Труд доставляет удовольствие, если он сопряжен с творчеством, и необходимая, но неприятная обязанность, если он однообразен и неинтересен.
4.
А) Простому человеку не следует ждать добра от государственных властей.
В) Счастье простого человека мало зависит от того, что делается "на верхах" государственной власти.
С) Государство заботится о своих гражданах, и люди должны испытывать благодарность к властям.
5.
А) Если людьми не руководить, они, вероятно, будут совершать плохие поступки.
В) Люди обычно склонны совершать хорошие поступки, независимо от того, кто и как ими руководит.
С) Если людьми никто не руководит, то они, наверное, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки.
6.
А) Главное в жизни - иметь хорошую работу.
В) Главное в жизни - иметь крепкую, дружную семью.
С) Главное в жизни - добрые отношения с окружающими.
7.
А) Справедливость - в том, чтобы все были равны.
|
|
В) Справедливость - в том, чтобы каждый имел то, что он заслуживает по своим делам.
С) Справедливость - в том, чтобы соблюдать установленные законом права и привилегии граждан.
8.
А) Вера в Бога - естественная и очевидная потребность человеческой души.
В) Религиозная вера - предрассудок, недостойный современного образованного человека.
С) Нет никаких основания для осуждения или восхваления человека за то, что он является верующим.
9.
А) Искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения.
В) Искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания.
С) Искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь.
10.
А) Развитие науки - одно из важнейших средств улучшения жизни человечества.
В) Простому человеку наука не нужна, это забава для умников.
С) Государство должно тратить средства не на удовлетворение любопытства ученых, а только на такие научные исследования, которые приносит пользу людям.
11.
А) Мнений много, а истина - одна.
В) Никто никогда не может знать истины.
С) У каждого человека - своя истина.
12.
А) Счастливыми людей делает случай.
В) Счастливых людей на свете нет.
С) Каждый человек может стать счастливым, если только приложит все силы к этому.
13.
А) Ради благополучия своего и своих близких можно пожертвовать свободой.
В) Лучше быть голодным, но свободным.
С) Свобода требует от человека ответственности за свои дела, а это не всякому под силу.
14.
А) Любовь - это великое чувство, которое каждый человек переживает по-своему.
В) Подлинная любовь встречается редко, потому что далеко не каждый способен испытывать это чувство.
С) Любовь - выдумка поэтов; в реальной жизни любовь - это секс.
15.
А) Быть богатым - хорошо, но не в деньгах счастье.
В) Все продается и покупается, а поэтому тому, кто имеет деньги, доступно все.
С) Честным трудом богатства не наживешь.
Литература:
Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997
Кармин А.С. Культурология. СПб, 2001
|
|
Культурология: ХХ век. Антология. М., 1995
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
Ферро М., Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993