По выявлению культурно-ценностных ориентаций

Кафедра прикладной психологии

П Р А К Т И К У М

 

П О

 

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И И

ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ

Санкт-Петербург

2009


 

 

Практикум по культурологии / Под ред. А.С.Кармина и В.И.Еленского

 

Авторы: проф. В.М.Аллахвердов, асс.В.И.Еленский, доц. М.В.Иванов, проф. А.С.Кармин, доц. А.А.Отюгов, доц. А.Ю.Прохватилов.


 



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс культурологии призван способствовать духовному росту и совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира. Культурно развитый, духовно богатый человек не утопает в мелочной суете повседневности, он способен сделать свою жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Он умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и благожелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Он свободен в своих мыслях, взглядах и поступках. Его нельзя "оболванить": он умеет критически оценить рекламу и пропаганду, капризы моды и навязчивые стандарты массовой культуры, дешевую демагогию самовлюбленных политиканов и "мнение толпы".

Знакомство с кратким учебным курсом культурологии, разумеется, еще не делает человека носителем высокой культуры. Культура, как сказал однажды Пастернак, не падает в объятия каждого желающего. Одного желания мало, нужно приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, смысл ее многообразных феноменов и разнообразные варианты их интерпретации. Изучение культурологии не имеет ничего общего с бездумной зубрежкой. Реальную пользу от него студент получает только тогда, когда он активно и сознательно стремится расширить свой культурный кругозор, выработать умение самостоятельно осмысливать и истолковывать явления культуры ("тексты"), раскрывать и анализировать культурно-ценностные ориентации, которые определяют образ мышления и поведения, свойственный ему самому, другим людям, представителям других культур. Большую роль в этом должна сыграть работа студентов на практических занятиях по культурологии.

В данном учебном пособии содержатся разнообразные задания, внимательное и вдумчивое выполнение которых дает студентам "пищу для ума" и развивает их "видение" культуры. При подготовке к каждому практическому занятию необходимо изучить приведенные в пособии тексты и постараться самостоятельно ответить на поставленные вопросы. В ходе практических занятий используются различные формы и способы организации работы студентов, которые помогают им освоить пути, средства и методы восприятия, понимания и созидания культуры.

По каждой теме практических занятий указывается список литературы. Он имеет не обязательный, а рекомендательный характер.Но предполагается, что в процессе домашней подготовки к занятию студент должен проработать по крайней мере 2-3 произведения из этого списка. По некоторым из этих произведений (или другим, которые указывает преподаватель) студенты должны будут сделать доклады или рефераты.

Тематика практических занятий не дублирует лекционную и не охватывает все содержание курса культурологии. Однако между содержанием лекций и практических занятий есть внутренняя связь, и проработка материалов практического занятия требует знания того, что излагалось на лекциях.

Настоящий выпуск "Практикума по культурологии" составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа проф. В.М.Аллахвердов, доц. М.В.Иванов, проф. А.С.Кармин, доц. А.А.Отюгов, доц. А.Ю.Прохватилов, асс. В.И.Еленский..

 

Отв. ред.: А.С.Кармин, В.И.Еленский.



КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

 

В основании любой культуры лежит некоторая совокупность идеалов и ценностей, ориентация на которые "задает" нормы жизни, поведения, деятельности людей. Рождаясь и воспитываясь в определенной социальной среде, человек усваивает принятые в ней культурно-ценностные ориентации. Его стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Предписанные ему культурой программы поведения так или иначе определяют его жизненный путь. Вместе с тем происходящие в обществе преобразования, изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.

 

Упражнение

по выявлению культурно-ценностных ориентаций

Выберите в каждом пункте одно из трех утверждений (А, В, С), наиболее соответствующее представлениям, с которыми вы с детства чаще всего встречались в семье, школе, книгах, средствах массовой информации и т.д. Если выбранное вами утверждение расходится с вашими теперешними взглядами, отметьте это.

1.

А) Люди должны преобразовывать природу, чтобы улучшить условия своего существования.

В) Человек не способен справиться с силами природы и должен подчиняться им.

С) Люди должны жить в гармонии с природой.

2.

А) Основой для решения современных проблем должен быть, прежде всего, опыт прошлого.

В) При решении современных проблем главное - иметь достоверные знания о настоящем и учитывать особенности существующей сегодня реальности.

С) При решении современных проблем необходимо в первую очередь прогнозирование будущего.

 

3.

А) Необходимость всю жизнь трудиться - это тяжкое бремя для человека.

В) Любой труд хорош, если только он приносит хороший доход.

С) Труд доставляет удовольствие, если он сопряжен с творчеством, и необходимая, но неприятная обязанность, если он однообразен и неинтересен.

 

4.

А) Простому человеку не следует ждать добра от государственных властей.

В) Счастье простого человека мало зависит от того, что делается "на верхах" государственной власти.

С) Государство заботится о своих гражданах, и люди должны испытывать благодарность к властям.

5.

А) Если людьми не руководить, они, вероятно, будут совершать плохие поступки.

В) Люди обычно склонны совершать хорошие поступки, независимо от того, кто и как ими руководит.

С) Если людьми никто не руководит, то они, наверное, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки.

6.

А) Главное в жизни - иметь хорошую работу.

В) Главное в жизни - иметь крепкую, дружную семью.

С) Главное в жизни - добрые отношения с окружающими.

7.

А) Справедливость - в том, чтобы все были равны.

В) Справедливость - в том, чтобы каждый имел то, что он заслуживает по своим делам.

С) Справедливость - в том, чтобы соблюдать установленные законом права и привилегии граждан.

8.

А) Вера в Бога - естественная и очевидная потребность человеческой души.

В) Религиозная вера - предрассудок, недостойный современного образованного человека.

С) Нет никаких основания для осуждения или восхваления человека за то, что он является верующим.

9.

А) Искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения.

В) Искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания.

С) Искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь.

10.

А) Развитие науки - одно из важнейших средств улучшения жизни человечества.

В) Простому человеку наука не нужна, это забава для умников.

С) Государство должно тратить средства не на удовлетворение любопытства ученых, а только на такие научные исследования, которые приносит пользу людям.

 

11.

А) Мнений много, а истина - одна.

В) Никто никогда не может знать истины.

С) У каждого человека - своя истина.

 

12.

А) Счастливыми людей делает случай.

В) Счастливых людей на свете нет.

С) Каждый человек может стать счастливым, если только приложит все силы к этому.

13.

А) Ради благополучия своего и своих близких можно пожертвовать свободой.

В) Лучше быть голодным, но свободным.

С) Свобода требует от человека ответственности за свои дела, а это не всякому под силу.

 

14.

А) Любовь - это великое чувство, которое каждый человек переживает по-своему.

В) Подлинная любовь встречается редко, потому что далеко не каждый способен испытывать это чувство.

С) Любовь - выдумка поэтов; в реальной жизни любовь - это секс.

15.

А) Быть богатым - хорошо, но не в деньгах счастье.

В) Все продается и покупается, а поэтому тому, кто имеет деньги, доступно все.

С) Честным трудом богатства не наживешь.

Литература:

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997

Кармин А.С. Культурология. СПб, 2001

Культурология: ХХ век. Антология. М., 1995

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

Ферро М., Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: