Пути, средства и условия развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир

 

Не менее важны методы проблемного обучения, методы самостоятельной работы, частично-поисковые и исследовательские методы, которые определяют, в каких формах будет организована деятельность наблюдения: самостоятельное, индивидуальное наблюдение или коллективная деятельность (в парах или группах).

Таким образом, в технологии развивающего обучения заложены пути, средства и условия развития школьников, в том числе и наблюдательности.

К этим можно отнести следующие:

1. Содержание учебного занятия, которое расширяет и разнообразит представления детей, даёт им возможность наблюдать, опирается на их личный опыт, оказывает помощь по адаптации в жизни;

2. Форма организации обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), которая сохраняет позицию субъектности ребёнка в процессе учения, направлена на поддержание его внутренней активности, соответствует содержанию занятия.

3. Система методов обучения, которые позволяют детям самостоятельно познавать действительность, решать поставленную задачу, дают право на ошибку, способствуют его успешности.

4. Личностные, профессиональные изменения учителя, которые предполагают его умение программировать процесс наблюдения, отбирать материал для наблюдения, инициировать учебное взаимодействие учащихся со взрослыми и ровесниками, осуществлять оптимальный отбор педагогического инструментария, осуществлять рефлексию.

Помимо названных методов, приёмов, форм обучения, необходимо упомянуть такую разновидность урока, как экскурсия. Поскольку именно экскурсия позволяет реализовать на практике основные приёмы по развитию наблюдательности учащихся, способствует формированию отношения к действительности как источнику познания.

С учётом выявленных организационно-педагогических средств, путей и условий развития наблюдательности младших школьников была спланирована работа в этом направлении:

 

1-2 класс 3-4 класс
1. Организовать наблюдения детей за явлениями и объектами природы во время прогулок, экскурсий, походов и т.д., использовать результаты этих наблюдений на уроках. 2. Организовать наблюдения учеников на учебных занятиях, показать значимость и увлекательность наблюдений, использовать в учебном процессе информацию, которую дети получили в ходе самостоятельных наблюдений. 3. Поощрять и стимулировать стремление ребенка самостоятельно наблюдать, организовать обсуждение результатов самостоятельных наблюдений. 4. Познакомить детей с различными источниками информации, показать её ценность. Развивать у детей стойкую потребность в наблюдении, интерес к деятельности наблюдения. 1. Поддерживать свойственную детям активность. 2. Обеспечивать каждому ребёнку успех в той или иной деятельности. 3. Организовывать творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями. 4. Создавать условия для активного освоения ребёнком пространства. Осуществлять педагогическую поддержку детей.

 

Главную роль в решении проблемы развития наблюдательности учащихся играет учитель, который должен переосмыслить свое отношение к этому качеству личности.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в музее и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

 

Содержание плана представлено в таблице

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения
I класс Окружающий мир и его изучение По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой природы Наблюдения за объектами живой природы
Разнообразие и красота растений На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения многообразий растений
Разнообразие и красота животных В зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин) Наблюдения за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых
II класс Красота и разнообразие неживой природы На природу (к берегу реки, пруда, к холму) Домашнее наблюдение звездного неба и созвездием, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом
Человек-творец К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей Наблюдения за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы
Красота и симметрия в окружающем мире По городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления симметричных узоров
III класс Осенние изменения в природе и в жизни человека В лес (в парк, к водоему) Наблюдения за осенними изменениями в природе и сбора природного материала для поделок; ведение дневника наблюдений за природой
Почва и ее роль в природе По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы Наблюдения за изменениями состояния почвы
Зимние изменения в природе и жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой
Дерево в жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов
Весна - утро года На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения первых признаков весны
Жизнь цветкового растения На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха)
Удивительные превращения На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический музей Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опыления деревьев
IV класс Организм человека В кабинет биологии (в палеонтологический музей) Наблюдения за работой своих мышц; измерение пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких
Земная поверхность и недра на географичес-кой карте В кабинет географии (в минералогический музей) Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов
Земля - планета В зоопарк, в кабинет биологии и географии Наблюдения за разнообразием растений и животных
Природные зоны В биологический музей Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон
Жизнь у воды К водоему для знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнениями Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными водоема
Из прошлого в будущее родного края В краеведческий музей Наблюдения за изменениями растительного и животного мира в разные периоды времени

 

Во время экскурсии, школьников учат внимательно наблюдать за окружающей природой, рассматривать предметы природы, находить отличия живой и неживой природой, стремимся прививать учащимся любовь к парку.

Фрагмент экскурсии по теме «Изменения в природе под влиянием человека».

Цель: укрепить знания детей об изменениях в природе под влиянием человека.

Задачи:

. обобщить знания детей о природе;

. показать влияние человека на окружающую природу.

Место проведения: территория вокруг школы.

 


Ход экскурсии

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Изучение нового материала - Мы с вами на экскурсии вокруг школы. Сравним воздух на улицах города и в лесу. Где воздух чище? Как вы это определили, объясните на примере листочка на дереве города? Какие причины загрязнения воздуха в городе существуют? А что можно сказать о воде. Какие вы знаете причины загрязнения воды? Как же деятельность людей влияет на растения? Найдите подтверждение в природе. На грибы? А за чем нам несъедобные грибы, ну и пусть люди уничтожают. На животных человек воздействует? Приведите примеры. Если мы приходим в лес, как мы можем навредить животным, птицам? А в городе как мы вредим птицам?  В городе воздух загрязненный, в лесу чище. По запаху, в лесу деревья очищают воздух, там пахнет свежестью. В городе на деревьях листья в пыли и деревья не дышат. Выхлопные газы машин, дым из труб предприятий. Она грязная (например, река Амур). Люди моют машины, мотоциклы, кидают бутылки, выкидывают мусор и т.д. Повреждения и вырубка деревьев. Сейчас много людей которые ходят по газонам, вытаптывают растения, рвут цветы. При вырубке деревьев воздух не очищается, он загрязненный. А загрязненный воздух влияет на другие деревья (пыль на листьях, усыхание деревьев и т.д.). Неправильный сбор грибов. Уничтожение несъедобных грибов. Ими питаются животные. Да, животных становится меньше, они погибают от пожаров, которые устраивает человек, когда уходит и не тушит костер после похода, или человек убивает животных на мясо, из-за шкуры и т.д. Еще отлавливает их. Уничтожение лягушек, жаб, которые помогают людям на огородах; разорение муравейников. Вырубка дуплистых деревьев, которые служат убежищем для ряда животных. Шум распугивает животных, заставляет покидать привычные места обитания. Разорение гнезд птиц. При пожарах, которые возникают по причине не тушении костров, животные покидают свои места обитания, спасая свою жизнь, в поисках пищи. Также гибнут животные из-за загрязнения окружающей среды. Вырубка деревьев, некоторые ребята разоряют гнезда, стреляют из рогаток в птиц, убивают их.

 

Во время экскурсии, мы учим школьников беречь природу, наблюдать за изменениями в природе по вине человека.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: