Организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир

 

Организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир

 

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Особенности курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Рассмотрим развитие характеристик младшего школьника в рамках предмета «Окружающий мир». Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.

Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику сочинений.

Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.

Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения.

Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.

Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

Наблюдение характеризуется большой активности личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.

В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения.

Участок для наблюдений должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание черемухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.

Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.

Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором [2, С. 9].

Критериями развития наблюдательности на основе исследования ее структурных компонентов являются: сенсорно-перцептивный (показатели развития сенсорных систем, внимания и восприятия); когнитивный (показатели мыслительных процессов, развития краткосрочной и долгосрочной памяти); мотивационный (наличие и осознание собственных мотивов и потребностей наблюдения); прогностический (владение методами прогнозирования, умение формулировать цели и задачи, гипотезы эксперимента); эмпатийный (способность сравнивать собственные состояния, переживания, поведение с другими людьми) и рефлексивный критерий (самосознание, самопознание, саморазвитие). Каждый из вышеназванных критериев характеризуется высоким, средним или низким уровнями развития.

Высокий уровень развития показателей наблюдательности характеризуется наличием произвольной ценностно-смысловой, мотивационной позиции по отношению к наблюдаемым объектам и наличием устойчивого интереса к ним, высокой степенью стремления к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию.

Средний уровень характеризуется неравномерным развитием основных показателей наблюдательности, а потребность в наблюдении возникает только в определенных ситуациях, присутствует желание к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию.

Низкий уровень связан с отсутствием осознанной потребности в наблюдении, в большинстве случаев нет стремления к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию.

Тем не менее, не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Это качество у школьников можно и нужно развивать, используя различные методы и приемы учебной работы.

Развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности.

Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.

Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: