Анализ результатов педагогического эксперимента

наблюдение школьник мир образование

Проблема экологического образования младших школьников является актуальной, и которой оказывают достаточное внимание в научной и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, поэтому изучение предмета «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие [2, с. 147].

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях.

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения предмета «Окружающий мир» известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а, наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. [3, с. 574].

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные и групповые, кратковременные и сезонные. Наука, изучающая сезонное развитие живой природы - растительности и животного мира, - носит название фенологии. Первая задача фенологии как науки - научить младших школьников вести фенологические наблюдения по сезонам года, правильно фиксировать их в дневниках наблюдений, а по результатам наблюдений делать соответствующие выводы. Вторая задача фенологии - научить младших школьников при наблюдениях устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь их объяснять на доступном уровне. Фенологические наблюдения не требуют сложного оборудования и доступны каждому. Они состоят из записи дат (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в жизни растений или животных. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение. На основе их определяют лучшие сроки проведения тех или иных сельскохозяйственных работ, лесных посадок, сбора семян, грибов, ягод. Систематические и целенаправленные занятия с использованием фенологических наблюдений в экологическом образовании младших школьников способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, развитию мышления, анализу полученных результатов [1, с. 157].

В рамках экологического образования младших школьников, нами была апробирована система фенологических наблюдений в 1 классе общеобразовательной школы №1 г. Брянска. Учащимся были предложены продолжительные фенологические наблюдения при выполнении четырех посильных заданий в виде заполнения календарей природы, таблиц, кратких рассказов и рассуждений, а так же творческой работы. Предварительно познакомив ребят с приемами ведения фенологических наблюдений и фиксирования полученных результатов, ознакомившись с рекомендациями по содержанию наблюдений, младшие школьники охотно выполняли порученные задания, а на итоговых занятиях, с большим интересом обсуждали их результаты, вспоминая происходящее, будто мысленно возвращаясь на места их маленьких «открытий». При подведении итогов работы был использован диалоговый метод - беседа.

Анализ материалов наблюдений, проведенных учащимися третьего класса, позволяет сделать вывод, что систематические фенологические наблюдения являются одним из способов экологического образования младших школьников, так как они способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, помогают понять взаимосвязи процессов, протекающих в неживой и живой природе, содействуют более глубокому и прочному усвоению школьниками учебных программ. При выполнении фенологических наблюдений формируются предметные знания: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о нем; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. Особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Это познавательные, регулятивные и коммуникативные действия [21, с. 241].

Таким образом, исследовательская работа подтвердила значимость фенологических наблюдений в структуре учебной деятельности как способ экологического образования младших школьников.

 



Заключение

Следует отметить, что диагностика наблюдательности детей в природе - весьма сложная и мало разработанная и психолого-педагогическая и методическая проблема, и ее решение следует искать в тесном взаимодействии и широком сотрудничестве специалистов в области методики естествознания, возрастной и педагогической психологии.

В процессе развития наблюдательности в экспериментальных классах применяются как традиционные формы и методы работы (экскурсии, практикумы, внеурочные наблюдения в уголке живой природы, система домашних и летних наблюдений), так и инновационные (проектная методика - составление мини энциклопедий, мини определителей, длительные игры и др.). В связи с этим на обновленной концептуальной основе возрождается практика обязательной внеурочной учебной работы - фенологические наблюдения в природе, наблюдения и опытная работа в природе и уголке живой природы.

Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.

На практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у младших школьников. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений в ходе экскурсий. Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

В ходе экспериментальной работы нами получены данные о том, что преобладающий уровень сформированности умения наблюдать у детей первого класса начальной школы. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как эксперимент проводился в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе в ходе проведения экскурсий.

Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения.

В процессе проделанной работы была рассмотрена организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир; выявлены пути, средства и условия развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир; охарактеризована методика организации фенологических наблюдений в начальной школе; проведен анализ педагогического опыта по развитию наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир; раскрыта локально-методическая систему развития наблюдательности у младших школьников на основе использования фенологических наблюдений; проведен анализ результатов педагогического эксперимента.

Таким образом, в ходе дипломной работы была решена следующая цель: выявление дидактических условий организации фенологических наблюдений для развития наблюдательности у младших школьников.

Теоретическая значимость выполненной работы состоит:

в значимости роли экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников;

в обосновании наблюдательности как одной из психологических особенностей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит:

в составлении методической части дипломной работы, которая может быть использована другими учителями;

возможности использования исследуемых материалов как методическое пособие для написания дипломной работы по использованию экскурсий, с целью развития наблюдательности у младших школьников.



Литература

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 20011.

. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 2008.

. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 54-56.

. Бабенко Л.С. Конспект урока природоведения во II классе // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 105-109.

. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2011. - №5. - С. 12-17.

. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 36-40.

. Белянкова Н.М., Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Лесные загадки Зимушки-зимы // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 48-58.

. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 2011.

. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2010. - №10. - С. 58-62.

. Богданец Т.П. Летние наблюдения по природоведению // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 27-29.

. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: Академия, 2011.

. Вопросы обучения и воспитания младших школьников. - Благовещенск, 2012.

. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 13-19.

. Горбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 103-104.

. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2011.

. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Зимняя экскурсия декабрь-январь // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 50-53.

. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 42-44.

. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Экскурсия на лесную опушку // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 52-55.

. Догадкина Н.Р. Растения зимой. Окружающий мир. I класс // Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 95-98.

. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников. Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 66-68.

. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 33-37.

. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 38-41.

. Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. - 2012. - №12. - С. 14.

. Клепинина З.А. Что такое курс «Природа и мы?» // Начальная школа Плюс Минус. - 2011. - №7. - С. 10-13.

. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2011.

. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 50-51.

. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 2011.

. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 57-59.

. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 54-59.

. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2011.

. Линева Р.Н. Некоторые проблемы, помогающие сознательно усваивать материал // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 11.

. Мептуховский М.В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях // Начальная школа. - 2010. - №3. - С. 45-48.

. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: