Побочные эффекты наркотических анальгетиков (на примере морфина) | Побочные эффекты ненаркотических анальгетиков |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. |
Задание № 4 Изучить действие этилового спирта. Заполнить недостающие строки таблицы:
% концентрация спирта этилового | Действие на организм | Показание к применению |
1. | антисептическое | |
2. | Для стерилизации инструментов, аппаратуры | |
3. | раздражающее | |
4. 95% | ||
5. | При отеке легких | |
6. | Аналгезирующее (противошоковое) |
Оценка, подпись ______________________
Тема 12 Психотропные лекарственные средства
Цель: изучить психотропные лекарственные средства возбуждающего и тормозящего (депримирующего) действия.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. Классификацию психотропных средств. 2. Общую характеристику нейролептиков, транквилизаторов, седативных, ноотропных, общетонизирующих средств, психостимуляторов, андидепрессантов: 2.1. основные препараты, их формы выпуска, пути введения 2.2. основные фармакологические эффекты, показания к применению 2.3. побочные эффекты и их предупреждение | 1. Выписывать рецепты на основные препараты 2. Решать фармакологические и ситуационные задачи, тестовые задания 3. Самостоятельно работать с литературой. |
Задание № 1 Заполните графологическую схему «Нейролептики»
Препараты: 1. 2. 3. 4. 5. |
Основные ФЭ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Показания к применению: 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Побочные эффекты: 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Задание № 2 Сопоставьте основные фармакологические эффекты транквилизаторов и показания к их применению:
Показания: невроз, эпилепсия, бессонница, премедикация, абстинентный синдром
Основные фармакологические эффекты | Показания к применению |
1. противосудорожный | |
2. потенцируют действие анальгетиков, наркозных | |
3. анксиолитический (транквилизирующий) | |
4. снотворный | |
5. миорелаксирующий |
Задание № 3 Распределите лекарственные препараты по группам:
ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ | СЕДАТИВНЫЕ | НООТРОПНЫЕ |
Препараты: Диазепам, актовегин, персен, гидазепам, глицин, хлозепид, пирацетам, валосердин, настойка пустырника, атаракс, магне-В6, корвалол, циннаризин, церебролизин, настойка валерианы, новопасит, кавинтон, адаптол
Усиливают процессы торможения в головном мозге, оказывают спазмолитическое действие, снижают волнение, возудимость, нервозность. |
Улучшают память, мышление, внимание, способность к обучению за счет улучшения кровоснабжения головного мозга или усиления обменных процессов в мозге |
Повышают умственную и физическую работоспособность без истощения, оказывают иммуностимулирующее действие, повышают АД, некоторые ЛС обладают анаболическим действием. |
Задание № 5 Выписать рецепты, указать фармакологическую группу препаратов:
1. 25 мл настойки валерианы. Принимать по 20 капель 3 раза в день
2. 10 ампул, содержащих по 2 мл 0.5% раствора диазепама (сибазона) Назначить по 2 мл внутривенно струйно медленно
3. Барбовал во флаконе 25 мл. Принимать по 10 капель внутрь, растворить в воде
4. 10 ампул по 1 мл 20% раствора кофеин-бензоат натрия.Водить по 1мл в/м
5. 20 драже по 0.05 аминазина. Принимать по 1 драже 3 раза в день
6. 40 желатиновых капсул по 0.4 пирацетама.Принимать по 1 капс.х3 р день
7. 30 табл по 0.001 феназепама.Назначить по 1 табл х 1 раз в день
Оценка, подпись ______________________
Тема 13 Лекарственные средства действующие на функции органов дыхания
Цель: изучить лекарственные средства групп, действующих на функции органов дыхания – стимуляторы дыхания, противокашлевые, отхаркивающие, бронхолитики,
средства при отеке легких.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. Классификации лекарственных средств, действующих на функции органов дыхания. 2. Общую характеристику стимуляторов дыхания, противокашлевых, отхаркивающих, бронхолитиков, средств при отеке легких: 2.1. основные препараты изучаемых групп, их формы выпуска, пути введения 2.2. основные фармакологические эффекты, 2.3. принципы применения изучаемых ЛС 2.4. побочные эффекты и их предупреждение | 1. Выписывать рецепты на основные препараты 2. Решать фармакологические и ситуационные задачи, тестовые задания 3. Самостоятельно работать с литературой. |
Задание № 1 Изучите противокашлевые и отхаркивающие средства.
Распределите лекарственные средства в соответствии с показаниями к применению и заполните таблицу:
Бутамират (стоптуссин), муколтин, АЦЦ, глауцин, кодеин, бромгексин, натрия гидрокарбонат, окселадин (тусупрекс), амброксол, фалиминт, отвар корня алтея, корень солодки, экстракт термопсиса, бронхолитин, экстракт листьев плюща (геделикс), лист мать-и мачехи
Показание к применению | Группа противокашлевые | Группа отхаркивающие |
Сухой кашель | ||
Влажный кашель с трудноотделяемой мокротой |
Задание № 2 Сопоставьте группу, механизм действия и препараты Заполните таблицу
Механизм действия:
1.Уменьшают кашель за счетподавления кашлевого центра;
2. Оказывают прямое раздражающее действие на бронхиальные железы, в результате мокрота становится более жидкой и легко отделяется;
3. Раздражают рецепторы желудка, рефлекторно усиливают секрецию бронхиальных желез, усиливают сокращение мышц бронхов и активность реснитчатого эпителия, оказывают противовоспалительное действие;
4. Уменьшают кашель за счет местноанестезирующего действия на слизистую дыхательных путей;
5. Расщепляют белки мокроты, делая ее менее вязкой, увеличивают количество мокроты, облегчают ее выведение.
Группа | Механизм действия | Препараты | |
Противокашлевые | Центрального действия | ||
Периферического действия | |||
Отхаркивающие | Рефлекторного Действия | ||
Прямого действия | |||
Муколитики |
Препараты: кодтерпин, натрия гидрокарбонат, амброксол, калия йодит, преноксдиазин (либексин), ацетилцистеин (АЦЦ), стоптуссин, бромгексин, лист мать-и мачехи, алтея корень, корень солодки, корень десясила, трава термопсиса
Задание № 3 Изучите группу стимуляторов дыхания. Заполните пропущенное
1. Стимуляторы дыхания – ЛС, которые прямо или рефлекторно __________ активность дыхательного и сосудодвигательного центров продолговатого мозга.
2. Стимуляторы дыхания подразделяют на:
Преимущественно центрального действия ____________________________________
Преимущественно рефлекторного действия ___________________________________
Смешанного действия ____________________________________________________
3. При введении стимуляторов дыхания частота дыхания ________, глубина дыхания _______, ЧСС __________, АД _________
4. Стимуляторы дыхания применяют при _________________________________.