Состав человека. Важность развития ментального тела

 

Человек возникает и проявляется на космическом физическом плане, и состав его тройственный.

1. Монада, или Дух, находится на шестом подплане. Человек приходит в соприкосновение с ним лишь во время последних посвящений, когда он приближается к концу своего странствия и становится совершенным. Это та сущность, о которой Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш на Небесах».

2. Духовная триада, Душа, Высшее Я, или индивидуальность находится на пятом и четвертом подпланах. Слово «триада» подразумевает:

1) Духовная воля, Атма.

2) Любовь-Мудрость, Интуиция, Буддхи.

3) Высший, или абстрактный ум, высший манас.

В некоторых традициях душу называют еще «Святое Я Христа».Оно начинает проявлять свое могущество у продвинутых людей и во все возрастающей мере – на пути ученичества. Наконец, в определенный момент контроль высшего «я» над низшим делается совершенным. Это то, о чем сказал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос.

3. Личность, или низшее я. Этот аспект тоже тройной:

1) Ментальное тело, низший, или конкретный ум, низший манас.

2) Эмоциональное, или астральное тело, тело желаний.

3) Физическое тело, состоящее из собственно плотного физического тела и эфирного, энергетического тела, того самого, с которым имеют дело йоги и мастера цигун.

Таким образом, если человек желает развиваться, он должен в первую очередь поставить эмоциональное тело под контроль ментального. Прекрасным помощником в этом деле является религия. Это еще одна причина, почему серьезные ученики не афишируют теософские знания: опасно человеку раньше времени выходить из рамок религиозной дисциплины, он может откатиться назад, потерять труд нескольких воплощений. О контроль над эмоциональным телом достигается путем непрерывного отслеживания всех желаний, мотивов и хотений; акцентирования тех, что высокого порядка и подавления низших; путем ежедневно возобновляющихся попыток соприкасаться с Высшим Я, отражать его желания в жизни.

Следующая задача стремящегося – научиться слушать санкции Высшего Я и выполнять эти санкции. Для этого необходимо наладить связь между низшим и высшим умом. Этот связующий мост принято называть индийским словом «антахкарана», или интуиция. Антахкарана строится самим учащимся из материала конкретного ума. Следовательно, необходимо развивать и совершенствовать конкретный ум.

О строительстве антахкараны сказано следующее: «Оно является следствием тяжелого труда и различения. Требуется ясное мышление, причем не только о том, к чему есть интерес, но обо всем, что касается человечества. Подразумевается манипулирование мыслительной материей и умение давать определения. Необходимо формировать мыслеформы из мыслительной материи и привлекать эти мыслеформы для помощи людям. Уметь успокаивать ментальное тело, чтобы мысли с абстрактных и интуитивных уровней могли находить восприимчивый материал, на котором они могли бы запечатлеваться».

Источник знаний и способ их получения

 

Самым надежным источником знаний является Высшее Я человека. Способ построения антахкараны и дальнейшее ее функционирование – это индивидуально для каждого человека. Часто это называется медитацией, наукой призыва и отклика. Необходимо правильно сделать призыв к своему Высшему Я и услышать отклик. Важно следить, чтобы одни и те же действия всегда давали один и тот же результат. Важен постоянный ментальный контроль над всеми процессами.

Ошо однажды сказал одному из своих слушателей: «Зачем ты цитируешь Коран? То, что написано в Коране, Аллах говорил Магомету, а не тебе. Тебе это не принесет пользы».

В теософии нет авторитетов. Ценным признается лишь то знание, которое приобретено самим учащимся. Однажды Кутхуми по поручению других учителей сказал что-то Блаватской. Она заявила, что он не прав, и доказала это. Кутхуми и другие учителя с ней согласились.

Тибетский учитель Алисы Бейли пишет: «Я не сказал вам ничего такого, что могло бы побудить вас к слепому поклонению и глупой преданности, которую проявляет эмоциональный стремящийся. Такому стремящемуся не достичь желаемого, пока он не преобразует эмоциональную преданность в бескорыстное служение человечеству, а не учителю.

Написанное в моих книгах не требует признания. Оно может быть, а может и не быть точным, истинным и полезным. Это ваше дело убедиться в его истинности посредством правильной практики и упражнения интцуиции. Как я, так и А.А. Бейли ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении этих книг вдохновенными писаниями. Если сообщаемая информация поднимает устремление с плана эмоционального на план ума, тогда эти книги служат своей цели. В противном же случае пусть учащийся не признает сказанного».

Действительно, книги Алисы Бейли, как и Е.П.Блаватской, написаны проблемно, таким образом, чтобы подтолкнуть учащихся к самостоятельным размышлениям и выводам. Это правило действует в теософии для всех уровней знаний, включая зачаточный. Почти невозможно получить конкретный ответ на поставленный вопрос. В лучшем случае можно услышать: «Почитай такую-то книгу». Новоначальным предлагают толковать и критиковать высказывания признанных учителей. Учат размышлять обо всех явлениях, встречающихся на пути. Таким образом нарабатывается конкретный ум и при усилиях становятся возможны касания абстрактного ума. Предлагают практиковать состояние «слушающего ума», т.е. слушающего санкцию Высшего Я.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: