Новые знания о механизмах памяти, методах ее тренировки и развития, наверное, должны подсказать нам, где же, в каких участках мозга хранится память. К сожалению, и сегодня нет ответа на этот вопрос. Известный российский ученый доктор медицинских наук В. Ф. Коновалов на одном из занятий, выступая перед слушателями Центра быстрого чтения, рассказывал о том, что «сейфы памяти», по мнению многих ученых, находятся в одной или нескольких структурах мозга, которые можно вывести из строя, разрушив их или удалив. Вследствие этого организм потеряет способность обучаться или помнить то, чему его обучали ранее.
|
|
Одним из первых исследователей «центра» памяти, а следовательно, и базы психики был американский ученый К. Лешли. Он вырабатывал у крыс различные виды рефлексов, после чего разрушал у них мозговые образования. Каково же было удивление ученого, когда разрушение даже большой массы мозга практически не сказывалось на проявлении у животных предварительно выработанных навыков! Изучая закономерности проявления условных рефлексов у животных, нобелевский лауреат Е. Д. Эдриан (Англия) разрушал или удалял у них различные мозговые структуры. Одновременно он проанализировал влияние нейрохирургических операций на память больных. В результате крупнейший нейрофизиолог пришел к такому выводу: память в мозге хранится везде и в то же время конкретно нигде! Ответ точный, но малоутешительный.
|
|
Если память в мозге хранится везде, то, значит, любая из 100 млрд. нервных клеток мозга участвует в процессах памяти. Учитывая, что каждая из них соединена друг с другом тысячами контактов, начинаешь чувствовать слабость нашего воображения перед астрономически большой нервной сетью, улавливающей и сохраняющей в себе все, что воспринимается мозгом. Сейчас становится ясным, что память локализуется в местах соединения нервных клеток друг с другом. Бесчисленное их количество делает нашу память потенциально беспредельной, способной в течение жизни запечатлевать любое количество информации.
Теоретически это так. Практически дело обстоит несколько иначе. Подтверждением сказанному может служить следующий пример. Если группе здоровых людей предъявить десять каких-либо изображений или назвать десять слов, а затем попросить их вспомнить, что они видели или слышали, то окажется, что человек при однократном восприятии предъявляемой ему информации способен воспроизвести в среднем около семи ее единиц. Число «семь» считается своеобразным магическим числом, определяющим объем нашей памяти. Так в чем же дело? Почему расчеты показывают, что мощность нашей памяти, с одной стороны, беспредельна, с другой — элементарный прием выявляет ее относительную слабость?
Дело в том, что мы ведем речь о разных видах памяти. В первом случае мы говорим о памяти вообще, о способности мозга запечатлевать воспринимаемые им сигналы, которые могут отпечатываться в виде следов в нервных клетках и о которых наше сознание может даже и не подозревать. Это память бессознательная. Во втором же случае опытным путем убеждаешься, что возможности осознаваемой формы памяти, т. е. памяти, из которой сознание способно извлекать информацию и передавать ее другому лицу с помощью речи или в письменной форме, ограничены.
Известно очень много случаев, подтверждающих значение неосознаваемых психических процессов в запоминании информации. Вот один из них, имевший место в одной из клиник Франции. Молодая необразованная девушка-служанка заболела. В состоянии горячки, когда ее сознание было затуманено, она вдруг заговорила на непонятном языке. В бреду выкрикивала отдельные слова и фразы, которые никто из окружающих не понимал. Врач, лечивший эту девушку и знавший античные языки, убедился, что его пациентка произносит вполне осмысленные предложения. При этом она говорила на трех языках — древнегреческом, латинском и древнееврейском. Когда о ней навели справки, то выяснилось, что некоторое время назад девушка работала горничной у местного пастора, большого любителя античной литературы. Чтение им книг вслух и привело к тому, что служанка усвоила отдельные тексты, не понимая их содержания. Когда вызвали пастора, то он подтвердил, что многие места книг не на родных для девушки языках воспроизводились с удивительной точностью страница за страницей. После выздоровления решили проверить, что же она помнит из того, что с такой легкостью и последовательностью называлось ею в бреду. Но, к сожалению, девушка ничего не смогла воспроизвести. Все ее знания снова перешли в бессознательную сферу психики.
Да, богатые клады всяких сведений, навыков и привычек хранит неосознаваемая сфера психики человека. В конечном счете она во многом определяет его интересы, поведение и даже здоровье.
Разобранные примеры свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к вопросу развития и тренировки памяти. Как вы уже успели заметить, наша программа решает именно эту задачу, выраженную, в частности, в медитативной фразе: «Здоровье, радость, память».
Наверное, вы согласитесь с нами, что сегодня эффективных средств развития и тренировки памяти все-таки нет. Почему? Механизм памяти все еще до конца не ясен. Но нам кажется, что нашей научной группе удалось нащупать путь, совершенно особый, активизирующий именно те процессы, которые в значительной степени ответственны за процессы памяти. Вот почему нам очень хотелось бы, чтобы в оставшихся трех беседах на тренировках вы отрабатывали и проверяли практическое воздействие тех немногих упражнений, которые вы изучили и которые мы постоянно рекомендуем выполнять. Еще раз обращаем ваше внимание: идея нашей программы заключается в том, чтобы путем небольшого комплекса упражнений обеспечить эффективное воздействие на механизмы вашего мышления, на те интеллектуальные процессы; которые обеспечивают активизацию умственной деятельности, обеспечивают создание условий для творческого подъема, творческого озарения. Только тогда начинает хорошо работать память, только тогда начинает хорошо работать интеллект. Цель нашего комплекса упражнений — создать фундамент, из которого мы выращиваем состояние «Сатори» — состояние творческого подъема, творческого озарения.
|
|
Нам очень хотелось бы также, чтобы последние беседы прошли более продуктивно, более рационально, с тем чтобы вы сумели на основе сделанного почувствовать тот шаг вперед, который вы сделали в совершенствовании своей интеллектуальной деятельности. Уже сейчас заметна эта прибавка, она ощущается во всем.
Ваши познания в развитии памяти стали глубже и шире. Вы уяснили роль эмоциональных факторов воздействия на подсознание, роль цвета и объемного восприятия в процессах памяти. Вы изучили алгоритм чтения художественных текстов. Вы убедились, что основными средствами улучшения памяти являются тренировки. Мы дали вам инструменты воздействия на механизмы вашей памяти, научиться пользоваться ими — ваша задача. Вы: убедились, что память может быть развита так же, как может быть укреплен мускул — постепенно и путем простых упражнений при постоянном повторении их.
Литература
1. http://www.membrana.ru/lenta/?7668
|
|
2. http://bioinfo.ru/01.htm
3. http://posting.php
4. http://mystery-universe.info/
5. http://all4you.kiev.ua
6. www.psycport.com
7. Крылов A., Маничева С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – С.-Петербург: Питер, 2000 - С. 89.
8. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 116 - 122.
Тренировка памяти