Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска
Согласовано на педагогическом совете пр. № __ от ____________г. | Утверждено 01.09.2020 г. Приказ от _________ г. №______ Директор гимназии _______________Е.Ю. Черемных |
Рабочая программа учебного предмета «История»
Для среднего уровня образования
(10-11 класс)
Базовый уровень
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 68
Составитель:
Попцов Д.А.
Учитель истории и обществознания
2020-2021 учебный год
г. Томск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету История 10-11 класс построена и реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); Основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО); авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.
В связи с переходом в 2019-2020 учебном году на преподавание учебного предмета "История" с концентрической системы обучения в линейно-хронологическую образовательный процесс в 10 классах (ФГОС СОО) строиться исходя из следующих нормативных документов:
|
|
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образованияи науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);
|
|
7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);
8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
Программа ориентирована на следующий УМК:
1. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Маруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М: Просвещение, 2018. – 175 с.
2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.2 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Маруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М: Просвещение, 2018. – 176 с.
3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.3 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Маруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М: Просвещение, 2018. – 175 с.
4. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 288 с.
Формами контроля в данном курсе выступают: контрольные и самостоятельные работы в тестовой форме, практикумы по работе с текстовыми и графическими материалами (схемы/таблицы), терминологические диктанты, дифференцированные домашние задания, викторины и др.
Программа курса ориентирована на достижение следующей цели:
· Формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовности к служению Отечеству, его защите.
Для достижения данной цели сформулирован ряд образовательных задач:
· Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о мире и роли России во всемирно-историческом процессе;
· Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий;
· Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-социальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически сложившимися мировоззренческими системами.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные результаты:
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
· уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
|
|
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
· готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
· приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные результаты:
· самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
· оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
· выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
· искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
|
|
· использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
· знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· представлять культурное наследие России и других стран;
· работать с историческими документами;
· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
· критически анализировать информацию из различных источников;
· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
· читать легенду исторической карты;
· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
· оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
· устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
· определять место и время создания исторических документов;
· проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
· характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
· использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
· анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
· обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
· приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
· применять полученные знания при анализе современной политики России;
· владеть элементами проектной деятельности.