Из истории русской пунктуации

Конспект урока

Русское правописание: орфография и пунктуация.

 Дата 26.03.2020.

Группа № 80 профессия машинист крана (крановщик) 3 курс

Тема: «Сведения из истории русской пунктуации. Основные назначения пунктуации»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения  материала.

Цель урока:   повторить связь синтаксиса и пунктуации,  историю русской пунктуации, определить принципы русской пунктуации.

 

Основные понятия:

Синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.

Пунктуация –   раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте.

Принципы русской пунктуации:   смысловой, грамматический и интонационный.

Используемая литература:
Учебник Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2017

Презентация «История возникновения знаков препинания»


Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.


Ребята, на этом уроке вы

 повторите сведения из истории русской пунктуации, узнаете, какие учёные внесли вклад в становление русской пунктуации, о необычных знаках препинания, определите принципы русской пунктуации.

 

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.

План:

1.Пунктуация –  раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте

2. Из истории русской пунктуации.

3.Необычные знаки препинания.

4.Принципы русской пунктуации.

Пунктуация –  раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте.

Как вы уже знаете, есть разные уровни функционирования языка. Например, фонетический, морфемный, лексический… И на каждом уровне действуют свои единицы языка. На фонетическом уровне это звук, на морфемном – морфема, а на лексическом – слово. Получается, что единицы на каждом уровне становятся все крупнее…

Но тогда есть какая-то единица языка, которая состоит из нескольких слов? Слово плюс слово – получается сочетание слов. То есть, словосочетание.

А если добавить к сочетанию слов ещё и интонацию – получится уже предложение.

Ну, а если мы несколько предложений объединим одной общей темой − у нас получится текст!

И все это – предметы изучения синтаксиса.

То есть, мы можем сказать, что синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.

Синтаксис вместе с морфологией входит в раздел грамматики.

Именно синтаксис показывает, как функционируют слова в нашей речи.

Так зачем же нам изучать синтаксис?

Неужели чтобы мы могли найти в предложении сказуемое с закрытыми глазами? Или чтобы окружающие просто считали нас интеллектуалом?

Не совсем так.

Но ведь нам пригодится в жизни умение создавать прекрасные стройные тексты? Или правильно расставлять знаки препинания? Это вполне может принести нам успех! И именно для этого нужен синтаксис.

Ведь без хорошего знания теории практика невозможна. Выстраивать речь, ничего не зная о синтаксисе – все равно что пытаться рулить автомобилем, ничего не зная о его характеристиках. Это может привести к роковым ошибкам!

 

Итак, знание синтаксиса позволяет грамотно выстроить речь. Но кроме того, синтаксис тесно связан с пунктуацией – именно как теория и практика.

А пунктуация – это именно тот раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте. Благодаря пунктуации мы правильно оформляем свою речь.

Пунктуация имеет дело с такими знаками препинания, как запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, скобки – все эти знаки ставятся внутри предложения. А такие знаки препинания, как точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставятся в конце предложений.

Но как же правильно расставить все эти знаки? Существует немало правил, которые упорядочивают русскую пунктуацию.

Но всегда ли было так?

Из истории русской пунктуации.

Заглянем в историю русской пунктуации.

Эта история довольно коротка, ведь в древних рукописях вовсе не было знаков препинания.

Перед нами страницы Лаврентьевской летописи четырнадцатого века. Никаких намёков на запятую, тире, точку и так далее здесь попросту нет.

Более того! До конца пятнадцатого века слова писались ещё и без пробелов. То есть, текст с учётом современного алфавита был бы примерно таким.

Здесь можно прочитать, что речь идёт о князе Семёне Суздальском и об осаде Нижнего Новгорода, о татарах и об осаде города. Правда, читать это самую малость неудобно.

Но иногда в рукописях все же появлялись пробелы, точки, волнистые линии и прочие знаки. Однако они могли просто обозначать, что писарь решил сделать перерыв. Или что он захотел подчеркнуть какие-то смысловые отрезки текста.

Однако постепенно у людей появилось осознание того, что нужно как-то обозначать паузы в речи. А значит, нужны знаки препинания.

Примерно в пятнадцатом веке в рукописях появились точки и запятые – именно те знаки, которые обозначают паузы.

Была и точка с запятой. Но выполняла она несколько функций. Она служила и вместо запятой, и вместо двоеточия, и вместо вопросительного знака. Что было, конечно, не особенно удобно.

С появлением книгопечатания пунктуация, конечно, стала развиваться гораздо быстрее. Уже в шестнадцатом веке появились другие знаки препинания: вопросительный знак, скобки и так далее.

А в восемнадцатом веке Ломоносов в своей «Российской грамматике» писал вот что:

«Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками.

Строчные – запятая, точка, две точки, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак, вместительный.

Надстрочных знаков два: черта для показания разной силы на подобных речениях: пото́м и по́том; скобка над и кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)…

Если мы посмотрим на это высказывание, то обнаружим, что система знаков препинания не очень похожа на нашу. Где упоминания о тире, кавычках, скобках, многоточии? Ломоносов не говорит о них. Хотя эти знаки к тому времени уже вошли в обиход.

Вглядимся пристальнее. Что такое удивительный знак, единительный, вместительный?

Дело в том, что многие знаки препинания назывались иначе.

Точка в разные времена называлась подстолием и полуточием. Тире – молчанкой, потому что обозначает паузу. Дефис назывался единитным или единительным знаком, потому что он объединяет слова.

Вместным или вместительным знаком назывались скобки – ведь в них вмещается текст.

А восклицательный знак назывался удивительным.

Потому что очень часто обозначает удивление в том числе.

То есть, Ломоносов упоминает восклицательный знак, дефис и скобки.

Но это сами знаки. А вот что с правилами их расстановки? Формироваться эти правила начали ещё в шестнадцатом-семнадцатом веках. Свой вклад в пунктуацию тех времён внесли такие просветители, как Максим Грек или Мелетий Смотрицкий – он тоже описывал знаки препинания в своей грамматике.

Но основная часть правил пунктуации оформилась в восемнадцатом веке. Систематизацию этих правил начал как раз Михаил Ломоносов, а продолжили его ученики.

Окончательно сформировалась русская пунктуация в девятнадцатом веке. Очень большое влияние на неё оказал известный филолог Яков Грот со своей грамматикой.

В целом, сейчас наша система пунктуации очень похожа на те, которые есть в других языках. Несмотря на то, что языки у разных народов непохожи, знаки препинания и их функции очень часто оказываются схожими между собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: