Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

 

В долгосрочном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (MTR=MTC). В долгосрочном периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т.е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис.2):

 

Рис.2 Долгосрочное равновесие монополистической конкуренции

Поведение монополии в долгосрочном периоде характеризуется следующими особенностями. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а, следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек

Точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность.

Монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни.

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (OPE) и объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгосрочном периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка.

В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта, реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса изменяет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

Экономические последствия монополистической конкуренции:

- недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т.е. возникают избыточные производственные мощности;

-   не обеспечивается эффективное использование ресурсов, т.е. фирмы изготавливают немного меньший объем продукции, чем оптимальный;

- затраты на единицу продукции больше, чем при совершенной конкуренции, поэтому цены выше;

-   приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования;

    приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.

В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией.

Увеличение объема производства монополистически конкурентным фирмам, позволил бы им понизит издержки производства.

С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки и цены. Чем больше фирм, тем разнообразные продукты и услуги. Поэтому потребители имеют широкие возможности для удовлетворения потребностей.

Существование большого количества фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей. Близости фирм, продающих товары и услуги.[17.С.303]

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: