Основные показатели фирмы в условиях совершенной конкуренции

К основным показателям фирмы в условиях совершенной конкуренции относят:

.Спрос на продукт конкурентного продавца

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объёме предложения незначительна, отдельная фирма неспособна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену, а не того, кто формирует цену.

.Средний, валовой и предельный доход

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена на единицу продукта для покупателя (столбец (1), таблица 1) представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 доллар за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от продажи единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 доллар. Цена и средний доход - это одно и то же, но с разных точек зрения.


 

Таблица 1 - Спрос на продукт фирмы, её предельный и валовой доходы в условиях чистой конкуренции

Спрос на продукт фирмы и средний доход

Доход (в долл.)

(1) Цена продукта (средний доход) (в долл.) (2) Величина спроса (продано продукта) (в ед.) (3) Валовой доход (4) Предельный доход
131 0 0  
131 1 131  
131 2 262  
131 3 393  
131 4 524  
131 5 655  
131 6 786  
131 7 917  
131 8 1048  
131 9 1179  
131 10 1310  

 

Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 131 доллар - с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.

Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Валовой доход равен нулю (столбец (3) таблица1), когда продано ноль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход - увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет, следовательно, 131 доллар. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 долларов, то есть предельный доход опять составит 131 доллар. В столбце (4) предельный доход есть постоянная величина, равная 131 доллар, поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.

Основная цель фирмы состоит в максимизации прибыли. Прибыль (π) - это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:

 

π=TR-TC=PQ-TC (1)

 

Легко заметить, что из трёх переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q). Действительно цена (Р) в условиях совершенной конкуренции не изменяется. Это внешнее условие деятельности фирмы. Что касается издержек (TC), то они сами во многом зависят от объема производства.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: