Глава 3. Рынок совершенной конкуренции на примере рынка кофе в России

 

На волне экономических реформ эпохи перестройки в России кофе фактически ворвался в жизнь россиян и прочно занял свои позиции. Потому, кофейный рынок в нашей стране относительно молод и имеет свои особенности.

Чтобы определить на какой стадии развития находится российский кофейный рынок и каковы его перспективы, можно привести ряд его общих характеристик. По оценкам Ассоциации «Росчайкофе», в 2011 году общий объём кофейного рынка составил в натуральном выражении 103 - 105 тысяч тонн, (прирост составил 5% по сравнению с 2010 годом), а в денежном выражении около 1,3 млрд. долларов (прирост по сравнению с 2010 годом составил 30%).

В настоящее время в Россию поступают все виды кофе. По итогам 2011 года, значительно (примерно на 20%) увеличился импорт зелёного кофе (2010 год - 20587 т, 2011 год - 25934 т). Почти на 28% увеличился и импорт натурального жареного/молотого кофе (2010 год - 3659 т, 2011 год - 5078 т).

А вот импорт растворимого кофе остался приблизительно на прошлогоднем уровне.

Соотношение импорта фасованного и нефасованного растворимого кофе составило 80 на 20 в пользу фасованного продукта. Таким образом, в отличие от сегмента натурального кофе, в котором почти 75% продукции производиться внутри РФ, в сегменте растворимого кофе доминируют импортные производства.

Учитывая технологические факторы производства и специфику статистической информации в нашей стране, для более качественного анализа рынка мы используем различные пересчётные и поправочные коэффициенты.

По оценке Ассоциации «Росчайкофе», сегмент натурального жареного/молотого кофе составил по итогам 2011 года около 18-20 тысяч т, а растворимого - около 85-86 тысяч т.

Как видно из таблиц 2 и 3, география поставок достаточно широка, и это свидетельствует о том, что Россия в полной мере вовлечена в мировой рынок кофе.

конкуренция рынок кофе

Таблица 2 - Основные страны-поставщики на российский рынок натурального зелёного, жареного и молотого кофе в 2010-2011 гг.

 

2010

2011

Изменение
  кг Прирост, % кг Прирост, % 02/03, %
Вьетнам 6721 27,7 6901 22,3 2,7
Индия 3846 15,9 4841 15,6 25,9
Индонезия 3404 14 3557 11,5 4,5
Бразилия 1410 5,8 2539 8,2 60,1
Кот Де Вуар 1454 6 3091 10 112,5
Италия 884 3,6 1318 4,3 49,1
Финляндия 801 3,3 1017 3,3 27
Уганда 726 3 745 2,4 2,6
Франция 298 1,2 526 1,7 76,6
Германия 282 1,2 302 1 6,9

 

Таблица 3 - Основные страны-поставщики на российский рынок растворимого кофе в 2010-2011 гг.

 

2010

2011

Изменения
  т Прирост, % т Прирост, % 02/03, %
Сингапур 18824 18,9 21825 21,4 15,9
Германия 21271 21,4 19059 18,7 -10,4
Индия 18888 19 14058 13,8 -25,6
Малайзия 8738 8,8 10865 10,7 24,3
Бразилия 13195 13,3 9274 9,1 -29,7
Франция 3887 3,9 4701 4,6 20,9
Польша 2506 2,5 4597 4,5 83,4
Великобритания 2881 2,9 3352 3,3 16,4
США 237 0,2 2387 2,3 908

 

Основными игроками на рынке кофе являются:

в сегменте зелёного кофе: «Бернхардс Родфос», «Орими трейд»;

в сегменте натурального жареного/молотого кофе: «Орими трейд», «Русский продукт», «Чибо», «Крафт фудс», «Куппо», «Паулинг»;

в сегменте растворимого кофе: «Нескафе», «Московская кофейня на паях», «Гранд», «Русский продукт», «Чибо», «Крафт фудс».

Итак, каковы же ключевые тенденции российского кофейного рынка, с какими проблемами мы сталкиваемся, каковы прогнозы на будущее? По оценкам Ассоциации «Росчайкофе», динамика роста кофейного рынка в 2012-2013 годах должна сохраниться на прошлогоднем уровне и составить порядка 5%. При этом, как и в 2011 году, основной прирост, скорее всего, обеспечит сегмент натурального кофе.

Демонополизация рынка, увеличение количества его активных участников, либерализация норм технического регулирования будут, безусловно, способствовать росту всего рынка. Вызванное этим усиление конкуренции приведёт к тому, что участники рынка будут всё активнее ставить вопрос об установлении прозрачных, понятных и адекватных правил игры. В связи с этим прогнозируется дальнейшее усиление таможенного контроля, особенно в сфере достоверности декларируемых цен.

Меры, предпринимаемые государством и Ассоциацией «Росчайкофе», уже привели к улучшению инвестиционного климата в кофейной промышленности. Строятся новые фабрики по производству натурального жареного/молотого и растворимого кофе. Крупнейшая в России фабрика по производству натурального жареного/молотого кофе построена в Ленинградской области, в которую инвестировано свыше 3 млн. долларов. Её мощность составляет 7 тысяч тонн натурального кофе в год. Принадлежит фабрика Санкт-Петербургской компании «Орими трейд» - лидеру этого сегмента.

В Московской области завершено строительство фабрики по производству сублимированного кофе полного цикла, принадлежащей «Московской кофейне на паях», в которую инвестировано свыше 50 млн. долларов.

В Калужской области введена в строй фабрика по производству агломерированного кофе полного цикла компании «Русский продукт», на строительство которой было потрачено около 30 млн. долларов.

Швейцарская транснациональная компания «Нестле» вывела на проектную мощность фабрику по производству растворимого кофе полного цикла в Краснодарском крае. Заявленные инвестиции оценивались в 120 млн. долларов.

Очевидно, что государственная политика должна быть и впредь направлена на поддержку именно тех секторов экономики, в которых уже идёт самостоятельное активное развитие. Именно такие области экономики являются локомотивом экономических реформ и позволяют решать поставленные перед страной задачи.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был рассмотрен механизм рынка совершенной конкуренции. Модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий. Общество находится на грани полезности - возможности.

Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными. Однако на практике все вышеизложенные условия одновременно не могут выполняться. Поэтому совершенная конкуренция обладает не только достоинствами, но и существенными недостатками. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс, не учитывает производство общественных благ. Таким образом, рынок совершенной конкуренции не должен идеализироваться.

На базе проведенного исследования, были сделаны выводы о том, что, имеющая свои неоспоримые достоинства, но и не лишённая недостатков, модель рынка совершенной конкуренции является лишь абстрактной моделью рыночной экономики, так как рыночная система ни одной страны не отвечает всем признакам, присущим данной модели. В то же время нельзя недооценивать огромную значимость модели совершенной конкуренции, она является наглядным примером того, какая должна быть экономика в идеале, и тем самым позволяет выявить все несовершенства существующей экономической системы. Её можно назвать стимулом к развитию экономики. Бесспорно, необходимо стремиться к этой идеальной модели, а для этого необходимо вмешательство государства, политика государства должна поощрять секторы экономики, которые в наибольшей мере способствуют достижению идеала. Государство должно построить экономику, присущую именно данной стране, обладающей своими культурными и политическими особенностями.

Разумеется, рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.

Тепловой двигатель, работающий по циклу Карно, - модель идеальной тепловой машины, коэффициент полезного действия которой в принципе недостижим для реальных машин, но практическую значимость такой модели трудно переоценить. Для разработчиков тепловых двигателей эта модель будет вечно служить маяком, к которому они всегда будут стремиться, не достигая его. В экономике таким маяком является рынок с совершенной конкуренцией.

Хрестоматийным примером усиления государственного регулирования экономики может служить «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта в период Великой депрессии 30-х годов. Очевидно, что чем больше экономика не соответствует условиям совершенной конкуренции, тем более действенной должна быть роль государства. В отличие от США, где никогда не стояла задача перехода к рыночной экономике, у нас перед началом радикальных экономических реформ экономика была предельно далека от условий совершенной конкуренции. Поэтому наш «Новый курс» должен был бы быть намного жестче курса Ф. Рузвельта. Мы же поступили с точностью до наоборот и получили то, что получили. В полном соответствии с экономической наукой.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: