Предпосылки реформации. катары, альбигойцы, Дж.Уиклиф, Ян Гус и др

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Английский богослов Джон Виклеф (1324-84) выступил со своими реформаторскими идеями во второй половине 14-го в. Виклеф начал с того, что в 1356 г. издал сочинение “о последних временах церкви”. В 1374 г. Виклеф, по поручению правительства, ездил в Авиньон для переговоров с папой. Там он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, стал проповедовать, что папа есть “антихрист”. В своих нападках Виклеф стал отвергать священство, доказывая, что не посвящение, а личное благочестие отдельных лиц является основанием их прав на управление и священнодействие в церкви. Папой Григорием XI в 1378 г. был назначен суд над Виклефом. Благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворив суд своими разъяснениями. После этого Виклеф возобновил свои нападки и стал совсем отвергать епископскую власть.

Он полностью отвергал св. Предание, учение о чистилище и индульгенциях. Единственной нормой вероучения он признавал только св. Писание. Елеосвящение не признавал необходимым, устную исповедь считал насилием над совестью и предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. В таинстве Евхаристии он признавал только духовное присутствие Христа и не признавал Его действительного присутствия. Доказывал необходимость полной простоты в богослужении, предлагал разрешить священникам брачную жизнь, а монашеское сословие уничтожить, или, по крайней мере, считать монахов наравне с мирянами.

Против Виклефа снова начались преследования. В 1382 г. на соборе в Лондоне его учение было осуждено как еретическое.

Последователем философских и богословских идей Виклифа выступил знаменитый чешский реформатор Ян Гус. Ян Гус родился в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность. С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Во время Великого западного раскола в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви.

ü Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

ü Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим.

ü Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

ü Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались. Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди. Однако эти попытки не увенчались успехом.

В 1414 г. открылся Констанский собор. Прибыв в Констанцу, Гусс должен был долгое время ждать допроса, после которого его немедленно арестовали. Собор был возмущен тем, что Гусс требовал, чтобы ложность его мнений была доказана на основании св. Писания. Собор признал его еретиком и осудил на сожжение. 6-го июля 1415 г. Гусс умер на костре.

 

 

18.   Реформация в Германии. Мартин Лютер. Филипп Меланхтон.

К концу средневековья католическая церковь была одной из самых богатых и могущественных. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви – Реформацию.

В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов – свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и обета безбрачия, даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили папу римского Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство.

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась Аугсбургским миром, установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего.

Филипп Меланхтон родился 16 февраля 1497 года в городе Бреттене. Филипп получил хорошее образование, очень рано проявилась его одаренность. В 17 лет он сдает экзамен на звание магистра на философском факультете Тюбингена. Вслед за этим он преподает в университете и издает свои первые труды.

В последующие годы он изучал под руководством Мартина Лютера богословие, а Лютер ходил на лекции Меланхтона по греческому языку. Так началась дружба между Лютером и Меланхтоном (который был моложе на 14 лет). До конца своих дней Меланхтон изучал Евангелие и реформаторское богословие и стал ценным помощником Лютеру в вопросах как теологического, так и политического толкования Реформации, а также в деле перевода Библии.

На погребении Лютера в 1546 году Меланхтон прочитал речь, посвященную памяти Лютера, его жизни и деятельности, но в первую очередь впервые всесторонне оценил его личность.

После смерти Лютера дело Реформации продолжил Меланхтон. Он стал посредником между двумя различными лютеранскими позициями, вел религиозный диалог с католиками, завязал отношения с Православной церковью. Меланхтон перевел текст Аугсбургского вероисповедания на греческий язык и отослал его патриарху в Константинополь. Это явилось началом диалога между православными и лютеранскими богословами.

 

 

19.   Жан Кальвин. История Реформатской Церкви.

Жан Кальвин (1509–1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша был причислен к клиру Римско-католической Церкви, но имел ли он сан католического пресвитера – неизвестно. В молодые годы Кальвин изучал юридические науки, римско-католическое богословие и философию. Помимо латинского языка, хорошо знал греческий, немного еврейский.

В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин порвал с Римско-католической Церковью и вынужден был бежать из Франции, где новое учение жестоко преследовалось.

В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. В 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Община возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: