Англиканское богословие. Тридцать девять статей. Вестминстерское исповедание. Положение Церкви в Англии в связи с её государственным характером

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью.

После королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. С 1851 г. это направление получило название англиканство.

Вестминстерское исповедание веры — краткий свод кальвинистской религиозной доктрины, разработанный Вестминстерской ассамблеей в период Английской революции XVII века и утверждённый в качестве официальной доктрины церквей Шотландии и Англии.

Согласно указу английского парламента от 5 июля 1643 г., Вестминстерская ассамблея начала работу по пересмотру «Тридцати девяти статей», имея целью «защитить эти статьи от всяческой клеветы и ложных истолкований». Пересмотру подверглись 15 статей, к которым были добавлены цитаты из Свящ. Писания - т. н. библейские доказательства.

Англиканская церковь существует в Англии в качестве государственной, она получила распространение также в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других странах. Все эти церкви входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые епископом Кентерберийским с середины XIX в. Священнослужители могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины.

 

 

22.   Евангельское движение (баптисты и методисты). Джон Беньян. Джон и Чарлз Уэсли.

Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия. Первая община баптистов была образована в 1612 г. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой, без Церкви. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита.

В результате преследования Епископальной Церковью баптисты вскоре эмигрировали в Северную Америку и начали распространять там свое вероучение. Первая американская баптистская община возникла уже в 1639 г. В Америке баптизм получил наибольшее распространение и разбился на ряд течений и сект.

В Германию баптизм проник в первой половине XIX в.

На Украину баптизм был занесен во второй половине XIX в. немецкими колонистами.

В 1905 г. был организован Всемирный союз баптистов, переименованный в 1957 г. во Всемирный союз евангельских христиан-баптистов.

Методизм возник в XVIII в. в результате стремления оживить государственную Англиканскую Церковь. Главным инициатором этого движения был Джон Уэсли, ставший вскоре священником Англиканской церкви. Все началось с организации в 1729 г. небольшого религиозного кружка, участников которого за строгие правила и подвижнический образ жизни стали называть «методистами». Число их стало постепенно расти. Методисты вели широкую работу среди простого народа, выступая где придется, чаще всего под открытым небом.

Англиканское духовенство неодобрительно смотрело на деятельность Уэсли и отказало ему в поставлении священников. В XIX в. методисты полностью отделились от Англиканской Церкви. Веслей стал рукополагать священников сам.

Методизм получил широкое распространение в Америке. Особенно большой рост здесь он имел в XIX в. В 1951 г. был учрежден Всемирный союз методистов.

Чарльз Уэсли был английским лидером методистского движения, наиболее широко известного тем, что написал около 6 500 гимнов. Он был младшим братом основателя методистов Джона Уэсли.

Джон Беньян - английский писатель, баптистский проповедник. Учился Беньян совсем немного (2-4 года). Учился в доме своего отца, вместе с другими бедными сельскими мальчишками. Также, как и отец, Джон торговал жестяными изделиями. В 50-х годах Джон Беньян становится очень религиозен, раскаивается в грехах, его крестили, и он стал членом баптистской церкви 1653 году. Баньян в 1655 году стал диаконом церкви Святого Павла в Бедфорде, и начал с успехом проповедовать.

В 1660 году началось преследование Беньяна, так как страна вернулась к англиканству. Молитвенные дома были закрыты, и все граждане должны были посещать англиканские приходские церкви. Беньян больше не мог свободно проповедовать и 12 ноября 1660 года его арестовали во время частной проповеди. Его лишили свободы сначала на три месяца, но так как он отказался адаптировать свои проповеди к англиканским нормам или вовсе бросить проповедование, этот срок был увеличен примерно до двенадцати месяцев.

В 1666 году Беньяна ненадолго освободили, буквально на несколько недель, перед тем как его снова арестовали за чтение проповедей и отправили обратно в тюрьму ещё на шесть лет. В марте 1675 года Баньяна опять посадили в тюрьму за проповедование. Он умер 31 августа 1688 года.

Беньян написал «Путешествие Пилигрима» (также переводится «Путь Паломника»). Две другие успешные работы Беньяна менее известны — это «Жизнь и Смерть Мистера Бэдмэна» (1680), воображаемая биография, и «Духовная война» (1682), аллегория.

 

 

23.   Церковное отношение Православия к инославному миру. Воссоединение инославных христиан с Православием.

1. РПЦ ведет богословский диалог с инославием уже более двух веков. Характерной особенностью проводимых диалогов с инославием является их богословский характер. Задача богословского диалога – объяснить инославным основы православного вероучения, канонического строя и духовной традиции, рассеять недоумения и существующие стереотипы.

2. Представители РПЦ ведут диалоги с инославными на основе верности апостольскому и святоотеческому Преданию, учению Вселенских и Поместных Соборов. При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере.

3. С точки зрения православных, для инославия путь воссоединения есть путь исцеления и преображения догматического сознания. Важным в диалоге с инославием является изучение духовного и богословского наследия святых отцов.

4. Весьма отрадным и вдохновляющим является тот факт, что инославная богословская мысль в лице своих лучших представителей проявляет искренний и глубокий интерес к изучению святоотеческого наследия, вероучения и строя Древней Церкви. В то же время следует признать, что во взаимоотношениях православного и инославного богословия остается много неразрешенных проблем и разномыслий. Причем даже формальное сходство во многих аспектах веры не означает подлинного единства, поскольку элементы вероучения в православной традиции и инославном богословии интерпретируются по-разному.

5. Помимо собственно богословских тем диалог должен вестись и по широкому спектру проблем взаимодействия Церкви и мира. Важным направлением развития отношений с инославием является совместная работа в сфере служения обществу.

 

1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление единства христиан.

2. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные "модели" единства представляются неприемлемыми.

3. Восстановление христианского единства в вере и любви может прийти только свыше, как дар Всемогущего Бога. Источник единства – в Боге, и поэтому одни только человеческие усилия для его восстановления будут напрасны.

 

Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения инославных христиан с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных христианских исповеданиях. Еще в IV-V веках сложились три чина воссоединения с Православной Церковью.

ü Через таинство крещения принимаются представители тех религиозных течений, которые отдаленно сохранили историческую и вероучительную связь с христианством, но существенно исказили основные истины христианской веры. Прежде всего, это те кто исказили учение о Святой Троице настолько, что они (как, скажем, иеговисты) отвергают триединство Божие, или те, кто совершенно исказили учение о лице Спасителя, или отвергают Его Божественность, или ложно учат о Его воплощении (как, например, представители "Белого братства" и "Богородичного центра").

ü Через таинство миропомазания воссоединяются с Православной Церковью представители тех христианских исповеданий, в которых несмотря на существенное искажение церковного устроения, сохранились основы христианского сознания. Сохранилась вера в Троичного Бога, сохранился догмат Боговоплощения Иисуса Христа, но не сохранилась полнота благодатного церковного бытия, видимым признаком которого служит апостолькое преемство священнослужителей. Этим чином "принимаются лютеране, кальвинисты и другие более или менее традиционные протестанты".

ü Третьим чином - через таинство покаяния, воссоединяются с Православной Церковью переходящие из тех христианских исповеданий, которые кроме основ вероучения сохранили и основы церковного устроения, видимо выраженного в непрерывном апостольском преемстве священнослужения. "Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем сане подобно тому как принимаем арямян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: