Католическая Церковь и Французская революция. Пий VI и император Иосиф II

Французская революция (1789–1793) была не только выражением социального протеста против феодальных порядков, но и воплощением просветительских идей о естественном праве и всеобщем равенстве.

С момента созыва Генеральных штатов 5 мая 1789 г. стал обсуждаться вопрос о судьбе Церкви. Буржуазия не собиралась ее разрушать, но лишь сделать орудием своего господства и подчинить государству. Однако секуляризация земель, отмена десятины, превращение клириков в государственных служащих входили в программу реформ.

Император Иосиф II, проводя определённые реформы, издавал специальные законодательные акты, подчиняющие Римско-Католическую церковь светским властям. Согласно этим законам, католические священнослужители становились государственными служащими и были обязаны полностью подчиняться законодательству государства.

Учредительное собрание 1789–1791 гг. секуляризировало церковные земли, отменило монашеские обеты, распустило монастыри и поставило вопрос о «соответствующей разуму» организации Церкви. В 1790 г. был принят закон о конституции Французской национальной церкви и о гражданском устройстве духовенства. Число епископов сократили и доверили их выбор государственным органам. Тем самым французская церковь была отделена от Рима и папы. Присяга конституции должна была служить гарантией перехода священников на сторону революции. Но большая часть духовенства отказалась принести присягу на верность новому режиму.

На папском престоле в период революционных бурь оказался Пий VI (1775–1799). Растерявшись в начале революции, вскоре он направил все свои силы на борьбу с мятежниками. Свой гнев Пий VI обрушил на Учредительное собрание и отменил все его декреты. Угрожая отлучением присягнувшим священникам, он поддержал неприсягнувшее духовенство. 28 января 1785 года Пий VI издал буллу, которой подверг критике реформаторские действия императора Иосифа II. Во Франции его буллы вызвали возмущение народа. В Париже было сожжено чучело папы, а его буллы брошены в костер. Дипломатические отношения между Францией и Римом были разорваны.

 

 

Пий IX. Догмат о Непорочном Зачатии (1854), Первый Ватиканский собор. Причины созыва и основные догматические решения.

Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без Собора). Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева Мария была зачата праведными родителями Своими, Иоакимом и Анной, естественным образом, то есть зачатие не было безмужним, как зачатие Иисуса Христа в день Благовещения. Однако, по папскому учению, Дева Мария уже в самом зачатии была освобождена от причастности первородному греху в силу будущих заслуг Иисуса Христа.

Католическая Церковь исходит при этом из того, что первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом Ее зачатии, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения.

По сути, католиками отрицается единство природы человеческого рода: если Дева Мария – особенна, то можно ли говорить о ее тождественности человеческому роду, и тем самым подвергается сомнению само спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества.

По римско-католическому учению, изъятие Девы Марии от последствий первородного греха произошло в силу будущих крестных заслуг Спасителя. Но такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

Нельзя ссылаться в подтверждение католического учения на то, что Православная Церковь тоже отмечает зачатие Девы Марии праведной Анной особой службой (9 декабря). Православные отмечают такой же службой и зачатие Иоанна Предтечи праведной Елизаветой (23 сентября), но отнюдь никто не делает выводы, что и это зачатие было «непорочным» в смысле непричастности Иоанна Предтечи первородному греху.

Первый Ватиканский собор был открыт Пием IX 8 декабря 1869 года. Цель Собора определена как укрепление религиозного единства Церкви, а также единства в управлении Церковью, утверждение папского абсолютизма для эффективной борьбы с современными идеями.

Собор принял «Первую догматическую конституцию о католической вере». В ней было сформулировано учение о вере и Боге, о божественном Откровении. По ней осуждались все, кто отрицает Бога Творца, не верит в богодухновенность Библии, не признает сотворение мира «из ничего» и возможность чудес.

Догмат о непогрешимости (точнее, безошибочности) папы вызвал раскол на Соборе, но был принят. В конституции была провозглашена высшая юрисдикция папы над Вселенской церковью, безошибочность его мнения во всех областях веры и нравственности, учения Церкви и управления ею. Пий IX заявил, что благодаря принятию этого догмата католическое вероучение и структура Церкви стали простыми, окончательными и обозримыми.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: