Авантюрный сюжет историй о Шерлоке Холмсе

 

Основоположник, теоретик и ведущая фигура английского неоромантизма - Стивенсон. Важнейший принцип неоромантизма он сформулировал в краткой статье «Замечание о реализме». Художественное произведение, по его мнению, должно являться одновременно «реалистическим и идеальным», соединять в себе правду жизни и идеальное в ней. В теории и практике английского неоромантизма очевидно усвоение опыта реалистической литературы, отделившего неоромантизм от романтизма начала века. Стивенсон приемлет и поддерживает романтическую одухотворенность и приподнятость чувств, однако не склонен изолировать их от реальной почвы.

Герой романтиков обычно бежал от своей среды, герой неоромантика ищет родственную среду [17; 356].

В основе романтического восприятия героя, унаследованного и неоромантизмом - теория Ницше, высказанная им в произведении «Так говорил Заратустра». Ницше рассматривает обычного человека как социальную обезьяну, существо сколь угодно умное, но не свободное в своих действиях, запертое в клетке предрассудков и иллюзий, навязанных ему воспитанием, образованием и всей схемой построения общества. Тот же, кто сумеет подняться над обществом, навязанными законами, а главное над собой, тот, кто освободится от предрассудков, станет сверхчеловеком и богом среди животных.

Ницше также выделяет три стадии или состояния развития человеческого существа. Это состояния верблюда, рычащего льва и ребенка. Состояние верблюда - обычное для большинства людей. В нем человек наиболее соответствует понятию социальной обезьяны, покорно перенося тяготы и лишения, налагаемые на него обществом и законами. Он живет во власти привычек, требований и мнений, не руководствуясь своей волей и разумом; зачастую даже не осознавая всю незначительность своего места в данной иерархии и не задумываясь над устройством мира. Большинство обывателей, рождаясь или становясь верблюдами, проживают в этом состоянии всю жизнь, не пытаясь что-либо изменить и даже не подозревая о возможности такового изменения. Мало кто оказывается способен преодолеть себя и сделать первый шаг к сверхчеловеку, вступив на канат над пропастью. Но таковые, тем не менее, находятся. Тогда возникает протест против общества и его ограничений, бунт. Это стадия рычащего льва. С горячностью и поспешностью человек избавляется от своих привязанностей и предрассудков и бросает вызов обществу, пытаясь научиться жить своим разумом и волей. Этот протест и бунт, вызов миру, является сложным и опасным шагом. Не сумевший вовремя осознать его промежуточность и недостаточность, как правило гибнет или скатывается назад к стадии верблюда. Те же, кто готов идти дальше, развиваются до состояния ребенка. В нем уже нет агрессии, но есть примирение и компромисс с миром. Подобно тому, как ребенок не связан многими законами, но не пытается бороться с миром, а идет по пути к совершенствованию себя, так и человек, по мысли Ницше, преодолевает себя и навязанное ему, но не пытается уничтожить остальное, а живет в примирении с ним. Движение же к этой цели, без остановок, без оглядки назад на оставляемое прошлое, является конечной и главной целью существования человека.

Шерлок Холмс в произведениях Конан Дойла предстает перед нами в стадии переходной между «львом» и «ребенком» - он уже избавился от привязанностей, но еще не смирился с миром вокруг него, хотя и не пытается заставить весь мир жить по своим правилам. Однако же он может попытаться помочь сделать его лучше путем отлова преступников.

Положительный герой неоромантизма в какой-то мере соответствует романтическому культу выдающейся личности (классическое «необычный герой в необычных обстоятельствах»), однако он гораздо демократичнее. Герой неоромантизма - выходец из массы, он представляет собой активное человеческое начало. Он не замахивается на миропорядок, действует в рамках своего микромира - и Шерлок Холмс не пытается изменить порядок вещей, он лишь исправляет человеческие ошибки в зоне своей непосредственной деятельности - разгадывании преступлений.

Герой неоромантизма самодостаточен, самодеятелен, независим в суждениях и поступках - и Шерлок Холмс подходит под такое описание идеально. К примеру, он отпускает преступника, если считает его действия оправданными [ABBE, DEVI].

«"I think you must agree, Watson, that it is not a case in which we are called upon to interfere. Our investigation has been independent, and our action shall be so also. You would not denounce the man?"» [DEVI].

Холмс оправдывает преступников, если считает их мотивы достойными, он не просто отпускает их, он скрывает данные от полиции, чтобы человек остался на свободе.

Неоромантический герой защищает себя и своих близких в одиночных акциях борьбы с единичными представителями зла, часто побеждает - но ни победа, ни поражение не означают для него конца деятельности. Так и Шерлок Холмс - он сражается с отдельными преступниками, пусть и такими могущественными, как профессор Мориарти, и после разрешения одной загадки ищет следующую, так как прекращение деятельности для него неприемлемо [SIGN, FINA, EMPT, LAST].

«"My mind," he said, "rebels at stagnation. Give me problems, give me work, give me the most abstruse cryptogram, or the most intricate analysis, and I am in my own proper atmosphere. I can dispense then with artificial stimulants. But I abhor the dull routine of existence. I crave for mental exaltation. That is why I have chosen my own particular profession, or rather created it, for I am the only one in the world"» [SIGN].

Неоромантизм также разрабатывает проблему духовной деградации человека - отрицательные персонажи воплощают собой тот или иной морально-этический порок: жадность, человеконенавистничество, властолюбие - и пороки эти отображаются в их преступлениях. Однако далеко не всегда виновные в произведениях о Шерлоке Холмсе соответствуют этому утверждению: они убивают и воруют, чтобы спасти чью-то жизнь, отомстить за близких, наказать нечестного человека. И противостояния добра и зла в таких произведениях нет [DEVI, TWIS].

Если сравнивать Шерлока Холмса с героями других английских неоромантиков, можно вспомнить Р.Киплинга. Черты неоромантического мировосприятия проявляются не только в его прозаических произведениях, но и в поэзии. Так, во многих стихотворениях утверждается философия мужественного оптимизма. Герои таких произведений - это деятельные личности с железной волей, способные мужественно противостоять обстоятельствам. Таков Энтони Глостер - главный герой стихотворения «Mary Gloster». В данном произведении проводится контраст между деятельной натурой отца и безвольным характером сына, между практичностью и приземлённостью старшего поколения и «витанием в облаках» младшего:

 

«But you're nearer forty than thirty, and I know the kind you are.

Harrer an' Trinity College! I ought to ha' sent you to sea -

But I stood you an education, an' what have you done for me?» [49; 123].

 

Автор симпатизирует именно старшему, деятельному поколению, в какой-то степени даже превозносит, идеализирует образ отца. Энтони Глостер не является «романтическим гением», он не отрицает мир вокруг него - но он все же неоромантический герой направления, которое исследователи называют «литература движения». В стихотворении “If” автор утверждает, что именно действие наполняет смыслом человеческое существование, главное - не тратить попусту ни минуты:

 

«If you can fill the unforgiving minutesixty seconds’ worth of distance run» [49; 312].

 

Кроме того, автор говорит о том, что называться Человеком возможно, только если ты не будешь поддаваться слабостям и будешь стойко переносить жизненные трудности:

 


«If you can keep your head when all about youlosing theirs and blaming it on you,you can bear to hear the truth you’ve spokenby knaves to make a trap for fools,watch the things you gave your life to, broken,stoop and build ‘em up with worn-out tools

… you’ll be a Man, my son!» [49; 311].

 

Образ Шерлока Холмса перекликается с образами героев «литературы движения» Киплинга - он не меняет мир, но живет в нем, живет в постоянном движении, в постоянной деятельности на благо.

Так же неотъемлемой чертой неоромантизма является авантюрный сюжет. Сюжет этот совершенно лишен каких бы то ни было завершающих функций. Его цель - ставить человека в различные положения, раскрывающие и провоцирующие его, сводить и сталкивать людей между собою, но так, что в рамках этого сюжетного соприкосновения они не остаются и выходят за их пределы. Подлинные связи начинаются там, где сюжет кончается, выполнив свою служебную функцию [5].

Наиболее ярко авантюрность сюжета проявлялась в таких произведениях, как «Собака Баскервилей», «Долина страха», сборнике «Его прощальный поклон».

Задача сюжета в детективных историях Конан Дойла - развлечь читателя и самого Шерлока Холмса, который отчаянно скучает, когда у него нет дела для разгадывания [SIGN], но помимо того авантюрный сюжет является наиболее выигрышным фоном для человека такого склада ума, как Шерлок Холмс - человека деятельного, но не пытающегося изменить мир, необычайного, и в то же время совершенно обычного, выдающегося, но связанного с народом через привязанности к другу и семье.

Таким образом, неоромантизм образа Шерлока Холмса проявляется в его деятельности. В отличие от замкнутых на себя героев fin de siècle, неоромантический герой открыт для взаимодействия с миром, в котором он видит больше, чем обыватели. Он борется со злом, разгадывает загадки, которыми его обеспечивает авантюрность сюжета. Однако у этого образа есть и другие корни - морально-исторические, исходящие из исторической обстановки в Англии XIX века.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: