Неоромантизм и его характерные черты

литературный неоромантизм шерлок холмс

Некоторые исследователи, в частности Г.Е.Бен, В.П. Трыков, В.А. Луков, причисляют произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе к литературе неоромантизма.

Неоромантизм (от греч. νέος - новый и романтизм), «новый романтизм», - условное, неустойчивое наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце XIX - начале XX века как реакция на натурализм, а также на пессимизм и «безверие» декадентства, связывающего творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Сегодня этот термин в историко-литературной практике и теории литературы употребляют как вполне определенный, прочно вошедший в научный обиход. Между тем проблема самого явления, как и дефиниции, его обозначающей, остается открытой. Термином "неоромантизм", как правило, обозначают феномен, передавший своеобразие переходной эпохи, «условное неустойчивое наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце ХІХ - начале ХХ веков» [22; 21]. К этому термину прибегают советские исследователи истории английской, немецкой и итальянской литератур, а также ряд зарубежных исследователей (например, Дж. Лаини и Л. Пеш).

Несмотря на свою распространенность, неоромантизм как историко-литературное понятие не стал устойчивым термином, поскольку "обозначал не столько конкретные стилистические модификации, сколько общие свойства, «дух времени», о котором говорили немецкие романтики. Термин был выведен И.Г. Гердером, однако у него значение термина менялось со временем (условно выделяется два периода - до и после «Писем для поощрения гуманности» [21; 43-45]).

Дух эпохи или дух времени - суммарная характеристика присущего исторической эпохе внутреннего единства, печать которого лежит на всем, что делается в данную эпоху. Дух эпохи сказывается на художественных, философских, научных произведениях, относящихся к конкретной эпохе, на ее оценках, нормах, обычаях и ритуалах, на способе жизни людей и характере их чувств и т.д. [35; 1072] «Дух времени» не только придает характер определенному времени, он меняет его, так как меняется сам.

В неоромантизме проявились фундаментальные особенности переходного периода (каковым, несомненно, был рубеж XIX-XX веков). Среди них в первую очередь нужно выделить следующие: мозаичность картины литературной жизни, множественность направлений, течений, школ, отсутствие магистрального направления, открытость границ различных художественных систем, множественность влияний и традиций, расширение литературной «географии», неоформленность термина.

Не сложившись в самостоятельное, обособленное течение, неоромантизм в качестве идейных и стилевых тенденций повсюду переплетается и взаимодействует как с реалистическими, так и с декадентскими направлениями. Презирая прозаическое существование обывателя, неоромантики подобно романтикам начала XIX века воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной, часто экзотической обстановке. Типичный неоромантический герой - мужественный или необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу (изгой, отщепенец), подчас отчужденный от народа («сверхчеловек»); его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и приключениями. Для неоромантического произведения характерен острый, напряженный сюжет, существенным элементом которого является борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события.

В основе творчества неоромантиков лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшественников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, «открытие» героя в обыкновенном человеке. Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.

В.М. Толмачёв, рассматривая различные связи неоромантизма с романтизмом и реализмом, констатирует следующее: "Суммарно неоромантизм можно обозначить как антиромантический романтизм и связать с ним попытку усложнения идеализма, его определенной рационализации, устранения того, что принималось в ХХ веке за "слабые" стороны романтизма в ХІХ веке…". Ученый понимает неоромантизм как "воспроизводство романтизма на новых (заведомо неромантических), глубоко личных основаниях" [34]. Мы же полагаем, что романтизм и "неоромантизм" представляют собой различные типы искусства, на что указывала еще в середине 80-х годов в своей монографии "Стивенсон и английская литература ХІХ века" Н.Я. Дьяконова [10; 179-192].

Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху: это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир, все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.

Известно, что характер культуры определяется картиной мира, а картина мира - пространственно-временной структурой [22; 22]. Романтический мир - двусферный мир: мир конечного и бесконечного, реальности и сверхреальности. Пространственная двусферность диктует структуру и семантику всех компонентов художественного мира и, следовательно, структуру всего романтического произведения. Неоромантический мир в основе своей - односферный мир. Как в реалистической культуре, это мир реальности. Высшая сфера - сверхреальная, мифологическая, по отношению к которой земная сфера объективна, - в неоромантической картине мира отсутствует. Благодаря этому конститутивному обстоятельству, неоромантизм несравненно ближе реализму, чем романтизму. В отличие от романтиков, в творчестве неоромантиков идеальное не отдалено во времени и пространстве, а находится рядом, хотя и требует от человека особых усилий для обнаружения.

Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты. Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Термин «неоромантизм» в английской литературе связан с разработкой таких жанров, как приключенческий (Дж. Конрад, Хаггард, Киплинг), исторический (Л. Стивенсон), детективный (Г. К. Честертон, А. Конан Дойл).

Неоромантизм отдельных произведений Оскара Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Джозефа Конрада - от импрессионизма, в творчестве Редьярда Киплинга романтические рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозначен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Роберта Льюиса Стивенсона, Артура Конан Дойла, Гилберта Кита Честертона, Генри Райдера Хаггарта и др.

Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности в английском неоромантизме заменяется образом «незаметного героя» (Конан Дойл, Честертон), ребенка (Киплинг), молодого человека (Стивенсон), «маленького человека» (Киплинг) [26; 96]. Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее раскрыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержания (в их качестве выступают, например, природные стихии). Сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига, и именно эта черта неоромантизма наиболее ярко выражена в произведениях о Шерлоке Холмсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: