╦ - юс большой
┬ - юс малый
Ъ – ять
8 - оук
ω – отъ
млт ва – такое подчеркивание обозн. титло
Это деловой памятник письменности.
Договор был подписан в 945 году.
Лексико-фразеологический анализ:
1) Политич. лексика: грамота, сълъ, князь, цесаремъ, бояре, цесарство
2) Торговая лексика: паволокъ, коупити, золотникъ, мЪс┬чна, гость
3) Отвлеч. лексика: миръ, съмърть
4)Фразеологизмы: сотвори криво
Фонетический анализ:
1) фонетич. славянизмы: волость, зотник, вход┬ще
Морфологический анализ:
1) Временные формы глаголов:
- Б/Н П: посылаютъ, бываютъ
- БС 1: преданы будутъ
- аорист: послахъ
- имперфект: ношаху
- перфект: оувЪдЪлъ есть
2) Повелит. накл.: да держимъ и хранимъ, да оувЪмы, да не имЪютъ
3) Формы прич.: пишюче, приход┬щимъ, входящи
Синтаксич. анализ:
1) СИС: преданы будутъ, посылаеми бываютъ
2) СПП с прид. усл.: аще ми СПП с прид образа действия: яко имъ любо, тако створ┬тъ; да твор┬тъ коуплю (ßимперативн. конструкция), яко же имъ надобЪ
Язык «Слова о Законе и благодати» Илариона.
С него начинается ИРЛ, так как оно непосредственно посвящено актуальным проблемам Руси: единение Руси посредством христианской морали. Идеально по стилю, поэтому оказало влияние на многие другие произведения: на жития Бориса и Глеба, сочинения Кирилла Туровского, на стиль «плетения словес». Последовательное преобладание славянизмов на всех уровнях (до 98% старославянских фактов). Риторичность, большое количество выразительных средств, взятых из южнославянской (болгарской) и византийской литературы; наличие сложных синтаксических конструкций. Автор был человеком высокой культуры, освоил церковнославянский текст и смог создать самостоятельное произведение, в котором он сблизил культуру Киевской Руси с культурой Византии. Митрополит Иларион написал «Слово...» в 1049 г., при Ярославе Мудром. За 60 лет до этого - крещение Руси. Изменение культуры и религии: языческие обряды уходили в прошлое. Ярослав счел нужным освободить русую Православную Церковь от зависимости греческой. Иларион - первый русский (а не греческий) митрополит, поставлен Ярославом в 1051 г. Его назначение было событием большой политической важности.3 части: 1) Характеристика Ветхого Завета и противопоставление ему Нового. Доказательства преимущества христианства над иудаизмом, как средства сближения разных культур, религии света, просвещения людей. 2)Характеристика роли христианства в Киевской Руси и роли князей-просветителей - Владимира и Ярослава Мудрого.3)Молитва о Руси (в защиту Руси и русских). Много калек с греческого - благоверный, равноумный, остроумие, благонравие, тщеславие. Многие слова взяты из народной речи, но переосмыслены. Скрижаль (в народной речи - каменная плита, в тексте - плита, на которой высечены знаки, слова), добръ (дородный - нравственный, морально стойкий), степь (мрак, темнота - невежество, тьма язычества), тварь (украшение на платье, платье, нечто сотворенное - живое существо, человек, созданный Богом). Выражения и метафоры: Посети Господь человеческого рода. Язык: архаичный тип старославянского. Старые, нестяжённые формы: милааго. Аорист. Древние формы склонения. Дательный самостоятельный. Риторичность: повторы, антитезы, обилие сравнений (образы часто отвлеченные, связанные с христианской символикой), символический параллелизм. Гъраздитися - чисто древнерусское слово. Взаимовлияние церковно-славянского и русого языков; влияние церковнославянского значительнее.
╦ - юс большой ┬ - юс малый Ъ – ять 8 – оук ω – отъ млт ва –титло
Данный текст свидетельствует о зарождении и развитии оригинальной литературы Руси: торжественной проповеди. Свид. о глубоких познаниях первого русского митрополита в области истории церкви, дух. орат. искусства, об умении проповедника пользоваться всеми стилистическими богатствами визант. и Славянск. церк. литературы.
Тема «Слова» - прославление князя Владимира, при кот. на Русь пришло христ-во, христ. религии, благодаря кот. усилилась мощь Киевского гос-ва, установились его связи с другими христ. странами, гимн просвещению, расцвету культуры Руси в 12 веке. Публицист. содержание пам. обусловило стиль произведения, эмоциональн. патетич. манеру письма, шир. использование приемов сопоставления, антитезы, сравнения, повтора. Противопоставляя христианство язычеству, митрополит Илларион противопост. и ряд понятий, характерных для этих религий, с его т.з.: 1) благодать, истина, избавление, обновление, пакыбытие, нетлЪние, въскрЪшение, благовЪрие И 2) мракъ идольскии, бЪсослугание, лесть идольстая, идольскыи знои.
Поэтич. ассоциации Иллариона многообразны. Ветхий Завет он сравнивает с луною, с рождением сына рабыни, Новый Завет – с солнцем, с рождением свободного человека. Новый Завет – роса, благодатный дождь, освещающий землю, источник всеобщего обновления.
«Слово…» - образец ц-с языка, продол. традиции кирилло-мефодиевских переводов, т.е. «классич.» традиции ст.-сл. языка.
Фонетический анализ.
1) неполногласие: гласы, страна, младости, златомъ, сребромъ
2) Смягчение задненебных согласных(палатализированные формы): пастоуси(II пал), др8же(I пал), нощныя(j пал), вЪнцемъ(II пал)
3) пропуск ь и ъ – процксс утраты редуцированных: старааго, славнааго
4)Прослеж. 2-е ю-с влияние: i перед разл. буквами, а не только перед и, как было до него: дiакони, знаменiа, iндиа.