Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Способы семантизации (объянения значения слова)

1. Беспроводная наглядная семантизация:

-предметный (показ предмета, действия или признака, обозначаемого новым словом;

-иллюстративный (показ картинки с изображением предмета, признака предмета или действия.

Удобен этот способ при изучении новых слов, обозначающих конкретные предметы, действия, признаки, поддающиеся изображению.

2.Перевод на украинский язык.

Основное условие –знание учениками значения слова в украинском языке. Но его не рекомендуют часто применять на уроке, потому что учащиеся должны находиться в окружении русской речи.

3.Толкование значение слова на русском языке на основе логического определения.

Основное условие – незнакомое слово нужно объяснить только с помощью известных.

Всадник – человек – который едет верхом

Мамалыга – каша – из кукурузной крупы адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

4.Сравнение и указание на общее и различное в сопоставляемых предметах или явлениях.

Ложбина и яр – это впадины на поверхности земли, но ложбина – это узкая неглубокая впадина, а яр – глубокая заросшая впадина.

5.Описательный способ – при котором смысл понятия передается посредством описания данного понятия. Например, «Наш герой употребил слово катавасия. Так мы шутливо называем беспорядок, отсутствие порядка».

6.Подбор синонимов. (изумрудный – ярко-зелёный);

На начальном этапе обучения этот прием не может быть использован часто вследствие ограниченного словарного запаса младшего школьника.

7. Подбор антонимов.

8.Путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

9.Использование контекста (минимальным контекстом является словосочетание и предложение).

Такая работа полезна при анализе слов – омонимов, многозначных слов.

10.Анализ морфемной структуры слова, соотнесение родственных слов, использование элементов словообразовательного анализа (задворки – пространство, место, которое находится за двором, настольный календарь – помещается на столе). Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: "От какого слова образовано новое слово?" или: "Почему так назвали?" Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту, как лёд), рыжик (рыжего цвета), односельчане (люди из одного села)

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных. Этот способ используется на продвинутом этапе.

11. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Хотя специального словаря для начальной школы не создано, есть всё же справочная литература энциклопедического типа, например, книга "Кто такой? Что такое?". В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

 

Презентацию о нетрадиционных способах знакомства со словом готовит 3 группа.

В целях их упорядочения и правильного практического использования они объединены в пять групп.

В первую группу входят приемы, представляющие новые слова, которые написаны полностью, но с различными осложнениями. Прочтение таких слов затрудняется следующими способами.

1.«Зашумление» слов с помощью различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. Например, мезонин (Слайд)

При первоначальном использовании подобное осложнение может несильно затруднять чтение новых слов. Постепенно слова должны записываться таким образом, чтобы их прочтение становилось более трудным и заставляло школьников в большей степени сосредоточивать внимание, активизировать свои мыслительные действия.

2. Наложение одного слова на другое. Слова пишутся так, чтобы одно слово «нагромождалось» на другое, пересекалось с ним. Например: (бубенчик, дровосек, купец, крестьянин Количество слов и плотность наложения должны постепенно возрастать.

3. Смещение частей букв. Незнакомые слова пишутся горизонтально или вертикально на отдельных карточках, которые разрезаются вдоль. На доску карточки прикрепляются таким образом, чтобы их части, а соответственно, и части букв оказались смещенными. Например: антракт, пампасы

4.Перевернутое написание слова. Карточка со словом переворачивается на 180, или буквы слова располагаются справа налево. Например: (завалинка, медвежатник).

5. Графическое искажение написания слова. Слово записывается либо дрожащей линией, либо графически осложненным шрифтом, либо повторяя форму предмета, понятия, которое оно обозначает. Например: (полдюжины, невежда, темя)

6. Изменение порядка слогов или букв. Например: хаявет калянзем веодн (ветхая землянка, невод)

Приемы первой группы способствуют формированию навыка чтения, совершенствуя в первую очередь такие его качества, как беглость, осознанность. Кроме того они развивают устойчивость и распределение внимания, интуицию, повышают интерес детей к процессу чтения.

Вторую группу составляют способы представления слов с отсутствием частей букв или некоторых букв полностью. Здесь можно выделить такие приемы:

1. Пунктирно написанные слова. Например: (гриф)

Постепенно расстояние между штрихами в букве должно увеличиваться, а количество штрихов – уменьшаться.

2. Частично закрытые слова. Слово закрывается узкой полоской бумаги сначала на 1/4 снизу, затем на ½ снизу, после этого – на 1/4 сверху и,наконец, на 1/2 сверху, так как верхняя часть букв является более информативной. Аналогично можно закрывать слова слева, а затем справа при их вертикальном расположении. Например: гласят гонцы (гласят, гонцы, брег)

3. Слова с отсутствием гласных. Например: крсть клкть брнтьс (корысть, кликать, раниться)

Умение быстро угадывать гласные буквы, частотность которых в текстах велика, является одной из основных предпосылок беглого, правильного, сознательного чтения.

4. Слова с некоторыми прикрытыми буквами. Например: (багрец)

Прикрывать буквы могут изображения тех предметов, о которых идет речь в новом произведении: снежинки, листочки, капельки и т.д.

5. Слова, написанные с помощью фрагментов букв. Например: (багор)

Данные приемы наряду с совершенствованием навыка чтения развивают устойчивость внимания, прогнозирование, интуицию, активизируют мыслительную деятельность, обеспечивают творческую направленность работы.

 

В третью группу объединены упражнения, основу которых составляют различные операции с буквами, входящими в состав новых, ранее неизвестных слов. В этой группе выделяются такие приемы:

1. Прием «математическое равенство».

СТО + Й + КА + БЫ – К +И – А – Ы + ЩЕ = С……Е

(стойбище)

К первым буквам или первому слогу нового слова постепенно прибавляются и вычитаются другие слоги и буквы так, чтобы в результате выполнения математических действий получилось новое слово.

2. Прием «зигзаг». Данный прием предусматривает работу с несколькими словами. Учитель записывает друг под другом слова на доске, располагая их буквы в зигзагообразном порядке, а рядом размещает схемы, которые указывают направление движения глаз при чтении. Учащиеся получают задание расшифровать запись по схеме.

Например: (падчерица, валежник, мачеха)

Следует отметить, что количество схем должно соответствовать количеству слов. При использовании этого приема возможно и вертикальное расположение слов.

3. Предварительная замена букв. Учитель пишет на доске два слова, заменяя при этом 2–3 неповторяющиеся буквы первого слова на 2–3 буквы второго слова. Например, детям сообщается: «Поменяйте местами буквы Л и Р, Ц и Ы. Прочитайте два получившихся слова».

коломцсло окориыа (коромысло, околица)

4. Исключение повторяющихся букв. На доске записываются два

ряда одних и тех же букв, но разном порядке. Среди этих букв помещаются буквы, составляющие два новых слова. Учитель предлагает детям мысленно исключить буквы, которые есть в обоих рядах. Например:

в п б е д р е м т с е н з о с л д а ч з м у п ж б к а (веретено, лачужка)

5. Составление слова из  пропущенных букв. Детям предлагается узнать слова с пропущенными буквами и из добавленных букв составить новое слово. Например:

– – сна до – ога

путеше – – вов – ть

(верста)

При выполнении этих упражнений у детей интенсивно развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, аналитико_синтетическое мышление, доказательная устная речь.

 В четвертую группу включены упражнения, направленные на работу учащихся с символами, шифрами, кодами.

1. Разгадывание шифровки_анаграммы. Рядом с буквами располагаются цифры, которые обозначают порядковый номер соответствующей буквы в незнакомом слове. Например:

х а л а к о н – 3 7 1 4 6 2 5 (лоханка)

2. Прочтение слова в соответствии с кодом. Между буквами одного нового слова пишутся буквы другого нового слова. Рядом помещается код, который указывает, какие буквы составляют первое слово, а какие – второе. Например: ц б е у л г и о н р а (целина, бугор)

3. Чтение слова по буквам, подходящим к шифру. На доске пишется ряд букв, среди которых есть буквы неизвестного слова. Шифр указывает порядковые номера букв, составляющих незнакомое слово. Например: к м б о а у р к щ и в г з

Шифр: 2, 5, 7, 8, 10, 13. (маркиз)

4. Чтение слова по буквам, оставшимся после исключения тех, которые указаны в шифре. Если в предыдущем задании шифр указывал, из каких букв нужно составить слово, то в этом упражнении шифр показывает, какие буквы по счету нужно исключить, чтобы прочитать новое слово. Например: и в с е х а л ь ш г м н о ф ж а

Шифр: 1, 3, 5, 6, 9, 10, 12, 14. (вельможа)

5. «Паутинка». На концах прямых нитей схемы-паутинки пишутся буквы, составляющие несколько новых слов. Круговые нити паутинки располагаются концентрически. В месте пересечения круговой и прямых линий у нужной буквы ставится точка. Стрелка указывает начало и направление движения при чтении.

Подобные приемы позволяют развивать глазодвигательную активность, устойчивость, распределение, объем произвольного внимания, абстрактно-логическое, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность, наблюдательность.

 

Пятую группу образуют упражнения, связывающие новое слово (слова) с изучаемым материалом по русскому языку. Здесь можно выделить следующие приемы.

1. Задание, предусматривающее использование знаний по фонетике.

Учитель дает детям установку: «Внимательно рассмотрите таблицу. Незнакомое слово, которое встретится вам в новом произведении, вы определите самостоятельно, если мысленно уберете буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки».(сеттер)

2. Задание, направленное на применение знаний по орфографии. На доске записываются слова с изученными орфограммами. Учащимся предлагается составить новое неизвестное слово из букв, которые являются орфограммами в этих словах. Например:

Глаз, малина, грустный,гроза, длинный. (затон)

3. Задание, направленное на применение знаний по морфемике. Учитель предлагает детям прочитать слова и составить новое слово из указанных морфем данных слов. Например: прохладный тает несла соломина пчёлка

(проталинка)

Использование приемов этой группы углубляет знания и умения учащихся по русскому языку, совершенствует аналитико-синтетическое мышление, развивает оперативную память, объем и концентрацию внимания, языковую интуицию, связную, аргументированную речь.

Для эффективного использования всех групп упражнений необходимо соблюдать ряд условий.

1. После расшифровки детьми нового слова это слово записывается в своем обычном виде рядом с зашифрованным вариантом.

2. По мере определения учащимися новых слов учитель убирает слова, записанные в зашифрованном виде. На доске остается только перечень новых слов, записанных в обычной форме.

3. Желательно, чтобы используемые на уроках приемы менялись, каждый раз обеспечивая сосредоточенность внимания учащихся на предстоящей словарной работе, включая детей в интенсивную умственную деятельность.

4. Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих

ученикам определять незнакомые слова, должно возрастать от урока к уроку, от класса к классу. Это позволит детям мыслить более напряженно, сосредоточенно, самостоятельно, а значит, повысит

уровень активной и осознанной деятельности учащихся на уроке литературного чтения.

Таким образом, перечисленные нетрадиционные приемы представления новых слов делают словарную работу на уроках литературного чтения более продуктивной, оживляют учебный процесс, усиливают развивающую направленность урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету.

 

Важный аспект работы над словом в начальных классах школы с украинско – русским двуязычием – является формирование умения отличать русское слово от украинского, привычки контролировать себя в употреблении их.

 

Время проведения словарной работы:

- в процессе подготовки к чтению произведения (объясняются слова, незнание лексического значения которых затруднит понимание читаемого);

-в процессе первичного чтения текста (объясняются слова, которые можно легко заменить синонимами, перевести на родной (украинский) язык);

-при повторном чтении (выявляются слова, непонятные детям после уже проведенной работы при подготовке к чтению, при первичном чтении);

-на предыдущих уроках (работа над очень трудными для усвоения словами).

 

Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.

Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. "Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность".

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова большая часть слов, особенно общеупотребительных, обладает многозначностью. Многозначность слов добавляет ещё многие тысячи значений, т.е., по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи.

Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до десяти человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарём учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит.

Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

Готовясь к уроку русского языка, учитель отмечает про себя, какие слова и обороты речи будут использованы для словарной работы: 2-3 слова, которые для большинства учащихся могут оказаться непонятными, будут разъяснены; 3-4 слова или сочетания намечены для работы над уточнением их оттенков, эмоциональных окрасок, сочетаемости; все слова, над которыми велась работа, будут включены в пересказ или в высказывания самих учащихся по вопросам учителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: