При обучении чтению эффективно применение трех методов

Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение. Чтение по цепочке. Беседа по содержанию. Объяснение словаря. Рассматривание иллюстраций, пересказ, просмотр фильмов.

Эвристический метод или частично-поисковый, что обозначает выборочное чтение, обобщающие беседы, составление планов, выборочный пересказ с лексическими заданиями, работа с аппликацией, макетами, словесное рисование, работа по вопросам, сравнение текста с картинками

Творческий метод, который говорит сам за себя - это творческая работа детей: продолжение текста по началу, домысливание сюжета, придумывание нового названия к рассказу, выбор нового названия из предложенных и обоснование сделанного выбора. Работа с загадками и пословицами, самостоятельное оценочное суждение

На уроках чтения мы преследуем три главные задачи: обучение технике чтения, работа по содержанию, словарная работа.

 

Педагог не должен забывать, что уроки чтения - это не только развитие речи детей, но и развитие их мышления, обогащение словарного запаса, расширение кругозора и остаточного слуха детей.

 

Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемый в обычном речевом общении".

При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. В списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися начальных классов, именно такие слова и включены.

Основными принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке должны быть:

1) практическая ценность слова для данного этапа обучения;

2) особенности словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только соответствующего слова, но и самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения значения русского слова;

3) частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте для чтения;

4) доступность слова по звуковому составу.

На первых порах следует избегать слов, звуковой состав которых затрудняет учащихся. Однако указанный принцип отбора иногда вступает в противоречие с требованием знакомить учащихся со словами, часто встречающимися в речи.

Слова, общие в родном и русском языках, могут включаться в речь учащихся с первого года обучения, если их значение доступно пониманию учащихся определённого возраста и соответствует общей подготовке детей.

В каждом конкретном случае нужно отдавать предпочтение практической ценности слова. Это значит, что слова, трудные для произношения, но очень важные и необходимые для общения, следует включать в речь учащихся уже на первых этапах обучения, например, такие, как здравствуйте, встаньте, спросите и т.п.

На первых этапах обучения следует знакомить детей со словами в основном их значении, хотя и переносные значения нужно вводить в словарный запас очень рано. Например, сначала мальчик бежит, а позднее время бежит; ученики идут, часы идут, годы идут, дни идут.

Слова, которые дети должны понимать в устной речи и при чтении, правильно произносить и употреблять в своей речи, составляют их активный словарный запас.

Как показывает опыт, при чтении учебных книг, в речи учителя и окружающих, а также по радио, в кино детям приходится слышать и в какой-то мере понимать слова, которые им не скоро потребуются для употребления в своей речи на русском языке. Эти слова составляют пассивный словарный запас учащихся.

Учитель принимает меры к тому, чтобы одновременно с пополнением активного запаса расширялся и пассивный запас учащихся. Без этого дети не смогут читать дома детскую художественную литературу, понимать детские фильмы, радиопередачи, необходимые для их развития.

Со словами активного запаса необходимо проводить разнообразную работу: упражнять детей в произношении этих слов, учить составлять с ними предложения, включать их в тренировочные устные и письменные упражнения. Работа над словами пассивного словаря ограничивается лишь объяснением их значения.

Учащиеся начальных классов знакомятся со словами по темам. Тематический подбор слов обеспечивает их непроизвольное запоминание. Слова вводятся в активную речь учащихся в их типовых предложениях, что облегчает усвоение значений этих слов, позволяет быстрее научиться употреблять их в вопросах и ответах, составлять с ними предложения, включать изучаемые слова в небольшие рассказы об известных детям предметах и явлениях.

В каждую тему следует включать не только названия предметов, но и связанные с этими предметами темой названия действий, качеств, признаков, а также служебные слова, необходимые для составления предложений или небольших рассказов.

В словарных и фразеологических минимумах указывается перечень слов, словосочетаний и терминов, необходимых для изучения на русском языке математики, физкультуры, рисования, пения, труда. Задача учителя заключается в том, чтобы добиться планомерной и необходимой повторяемости этой лексики для её практического усвоения.

Примерное количество слов для пассивного усвоения в начальной школе может составить 30-40 по отношению к словарю для активного усвоения.

Пополнение активного словаря во многом зависит от правильного нормирования слов на урок с учётом возможностей учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Одни методисты считают допустимым для усвоения на одном уроке 8-10 новых слов, другие рекомендуют ограничиться 2-3 словами.

Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда уже общего объёма понимаемых слов, и разница между вторым и первым составляет словарь пассивный.

  Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, т.е. употребление новых слов в собственной речевой практике - в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении.

  Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.

Известны следующие формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с нужными словами. Например, встретилось слово хлопьями (Снег повалил хлопьями.)"О чём могут сказать - хлопья?" (о снеге: хлопья снега.)"Как же говорят, когда идёт крупный, тихий, спокойный снег?" ("Снег идёт хлопьями, или: Снег повалил хлопьями, или: Падают крупные хлопья снега.) Как видим, в таком упражнении новое, активизируемое слово выступает в разных сочетаниях, в разных вариантах. Такая работа не только активизирует слово, но и углубляет его понимание.

 

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Учащимся предлагается составить предложения со словом коллектив; со словами могучий и прекрасный после чтения рассказа о революционных событиях в Петрограде; со словом улыбнулся, а затем со словами ухмыльнулся и усмехнулся. Составляется по нескольку предложений с заданными словами, причём возможны элементы соревнования.

 

Активизация слов способом составления предложений практикуется как на уроках чтения, так и на уроках русского языка, а также в процессе других работ, включая внеурочные. На уроках русского языка с задачей активизации словаря сочетаются задачи активизации грамматических форм: например, составляется предложение, где нужно употребить слово в заданном падеже, если это существительное, в заданном времени и лице, если это глагол. Таким же способом активизируются слова с различными приставками, суффиксами (например, составить предложения со словами высказать, предсказать, пересказать, подсказать, рассказать).

 

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратится в механическое зазубривание текста. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать лексику; следовательно, в нём должны употребляться слова и обороты речи, употреблённые автором. Первая задача решается введением творческих заданий, выборочного и сжатого пересказа. Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, намечает те слова и сочетания, воспроизведении я которых он будет требовать от учащихся. Естественно, в ходе беседы и работы над текстом на эти слова и выражения обращается большое внимание.

 

Практика показывает, что наиболее трудно воспроизводятся слова, которые обладают оттенками значений, эмоциональными окрасками и другими стилистическими характеристиками. Нейтральные, невыразительные слова усваиваются и воспроизводятся школьниками легче. Следовательно, в процессе подготовительной работы к пересказу следует готовить учащихся к преодолению типичных затруднений.

 

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием так называемых опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления. Эти упражнения сводятся к тому, чтобы учащиеся обязательно употребили в своих рассказах и сочинениях необходимые слова, либо усвоенные в процессе подготовки к рассказу и сочинению, либо даже записанные учителем на доске перед началом письменной работы.

 

Основным средством обогащения словаря учащихся начиная с букварного периода является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые слова и закрепляют в своей памяти уже ранее встречавшиеся. На уроках чтения уточняются и расширяются значения знакомых детям слов, изучаются новые слова и закономерности их употребления в речи. Вот почему в школе с украинским языком обучения работе над текстом на русском языке уделяется большое внимание и отводится много времени. Готовясь к чтению нового материала в классе, учитель тщательно анализирует лексический состав текста, выделяет новые слова, намечает способы их семантизации, выясняет, как часто повторяются ранее изученные слова, которые должны войти в активный запас школьников.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искажённых или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, учащиеся нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе (аннулировать вместо устранить, реставрировать вместо починить и т.п.).

Важным источником обогащения словаря учащихся являются: знание родителями и другими членами семьи школьника русского языка, их общение в семье на русском и родном языках, значительное количество русских слов, заимствованных южным диалектом, культурно-массовые и общественно-политические мероприятия, проводимые на русском языке (лекции, собрания, беседы и т.д.), наличие почти в каждой семье интернета, телевизора, домашней библиотеки. Все эти факторы являются очень важным резервом обогащения активного словаря учащихся. Задача учителей и школ - умело использовать его для практического усвоения учащимися русского языка.

В целях обогащения словаря учащихся могут быть использованы различные технические средства: кино, презентации, видеоролики, с помощью которых можно иллюстрировать предметные и сюжетные картины, проводить различные виды работ.

Накоплению необходимого словаря способствует также заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков, пословиц, поговорок, загадок.

Источником обогащения словаря учащихся могут служить экскурсии, походы, проведение каникул или определённого времени в среде с русским языком общения (в городе, в лагере).

Выводы

Слово - важнейшая единица языка. Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.

Наилучший толкователь значения слова - контекст. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.

Учёт особенностей родного языка - один из важнейших принципов, на которых базируется методика преподавания русского языка в национальной школе. Учитель должен знать, каковы принципы отбора слов для активного усвоения. Он планирует свою работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 7-8 слов с конкретным значением на одном уроке, а с отвлечённым - меньше (3-5 слов). Использование наглядности при объяснении и закреплении новых слов позволит увеличить количество лексических единиц для усвоения на одном уроке (до10-12).

Принципы, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения:

1) сочетаемость с другими словами,

2) многозначность,

3) словообразовательная ценность.

Как правило, наиболее частотные слова обладают и высокой степенью сочетаемости, хотя и не всегда совпадают эти данные. Следовательно, в первую очередь для активного усвоения должны быть отобраны те слова, которые обладают высокой степенью сочетаемости. При этом следует учитывать различие в сочетаемости одного и того же слова в русском и родном языках учащихся. Различия в сочетаемости обуславливают большое количество лексико-семантических ошибок. Например, в русском языке слово идёт сочетается с существительными дождь, костюм: Дождь идёт. Тебе этот костюм идёт.

Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексических значений слова является его сочетаемость.

Однако надо предполагать, что не все лексические значения многозначного слова одинаково употребительны в современном русском литературном языке. Поэтому в первую очередь учащиеся должны усвоить наиболее употребительные прямые значения: прямые названия предметов, действий, признаков, состояний. Овладение русским языком немыслимо без фразеологии. В связи с этим возникает другой, более сложный вопрос - об усвоении учащимися минимума фразеологии русского языка, фразеологически связанных слов.

Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого следует отобрать слова, обладающие словообразовательными способностями, то есть те, от которых можно образовать больше слов. Это даст возможность не включать в списки слова, которые легко могут быть образованы и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

Используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем. При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, в конце учебника, но и специальное издание для школьников, и самодельный словарик с собственными иллюстрациями.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

-устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

-выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

-списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

-упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

 

· СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

 Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

· КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).

Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Например:

 Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь

 1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;

 2.парн.согл. Д, которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.

· "НЕМОЙ" СЛОВАРИК.

Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

· "ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ.

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

· "ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

· "КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ.

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку. Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

· ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

 Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

· СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

 На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.

 ___О___О___ (воробей, молоко..)

 _______СС__ (касса, масса…)

· КОПИЛКА - МИНУТКА.

 На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.

 Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

· "ЛИШНЕЕ СЛОВО".

 Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.

 Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

 СОРОКА

 ВОРОНА

 ПЕТУХ

 КОРОВА

 ДОРОГА

 Заранее тщательно подбираются слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

 2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

 Аргументов может быть много и «лишних» слов тоже!

· БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

 Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

· "МНЕМОНИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК.

 Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.

 Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

 Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

 МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

 ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.

· "НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ" По сути – это списывание с определённым

грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

· "ПРОБА ПЕРА".

 В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. (Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

 1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;

 2. на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро -, -оло-;

 3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…

 4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.

 "Проба пера" - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.

· "ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ"

 Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…

 ЗАДАНИЯ:

 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»…).

 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».

 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).

 5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.

 Например:

 М_ШИНА – МАШИНИСТ

 6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:

 К_РОВА – (Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.

 7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:

 Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

· "ГОЛОВОЛОМКИ"

 Составление и разгадывание ребусов.

· ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).

 1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).

 2. В каких словарных словах спряталась – ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)

 3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).

 Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

· "МУДРЫЙ СЛОВАРИК".

 Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

· 19.ИГРА "ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ".

Берется словарик ребёнка и вразброс спрашивается, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Это соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше?

 

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

 Подбор однокоренных слов:

1) Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

2) Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

3) Болото, болотце,болотный,болотистый.

4) Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

5) Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

6)Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

7) Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья),пожелтеть, янтарно-жёлтый.

8) Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

9) Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

10) Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

11) Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

12) Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

 

3)разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк; Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

 

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

Синонимы:

алмаз – бриллиант,

алфавит - азбука,

вдруг – внезапно,

весело – радостно,

ветер – ураган – вихрь,

воин – боец – солдат – витязь,

Антонимы:

богатство – бедность,

быстро – медленно,

весело – грустно,

город – деревня,

дорога – аллея, шоссе,

дорогой – дешёвый (товар),

женщина – мужчина,

здоровый – больной, здравствуй – до свидания, прощай

5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк)

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

 

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

 Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

Декабрь – хвостик года.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Большому кораблю большое плавание.

Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

Растение – земли украшение.

Трава соломы зеленее.

Дружные сороки и гуся утащат.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу топором не разрубить.

Упустишь время, потеряешь урожай.

Хорошее начало – половина дела.

О человеке судят по его труду.

Яблоко от яблони недалеко падает.

 

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Вдруг забили барабаны.

Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер

Из калитки вышел.

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало,

Улетела простыня.

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой

По лесной опушке,

Белый весь, как снег зимой,

Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)

За стеной костяной,

Соловейко, спой! (Язык)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: