Теперь рассмотрим схемы предложений с сочинительными союзами и обратим внимание на запятые

Урок 52. Сочинительные союзы

Какую роль в предложениях играют выделенные слова?

Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

В том пруду водятся караси и окуни, но не щуки.

На горке весело катались как дети, так и взрослые. (Как…, так и – один союз)

Сестра не любила шумных игр, зато брат обожал их.

Мы видим, что в одних предложениях выделенные слова соединяют однородные члены, а в других соединяют простые предложения в составе сложного. Слова в словосочетании они не соединяют, следовательно, не являются предлогами. Выделенные слова являются союзами.

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены. Рассмотрим пример.

  Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Также союзы служат для связи простых предложений в составе сложного. Например:

На улице стояла хорошая погода, и мы пошли гулять в парк.

Союзы также связывают предложения в тексте.

Люди, как и все животные, вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ.

А растения, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород.

Союзы по составу делятся на простые и составные. Простые союзы состоят из одного слова, а составные – из двух и более слов.

 

По значению союзы делятся сочинительные и подчинительные.

Сегодня мы познакомимся с сочинительными союзами, их классификацией, узнаем о роли сочинительных союзов в предложении и в тексте, а также изучим правила постановки запятой в предложениях с сочинительными союзами.

Сочинительные союзы связывают однородные члены в предложении

 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Союз И связывает в предложении однородные члены.)

и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочинённым.

На улице стояла хорошая погода, и мы пошли гулять в парк. (Союз И связывает равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Такое предложение называется сложносочинённым.)

 

Сочинительные союзы можно разделить на три группы:

– соединительные союзы

– противительные союзы

– разделительные союзы

 

Соединительные союзы выражают отношения перечисления, используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений. Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО".

К данной группе относятся союзы: и, да в значении и, не только… но и, как… так и
и некоторые другие.

Щи да каша – пища наша.

Экскурсия была интересная и познавательная.

Небо затянулось тучами, и началась гроза.

До города можно доехать не только на автобусе, но и на электричке.

Грибникам попадались как сыроежки, так и боровики.

В саду росли и яблони, и груши, и сливы.

 

Противительные союзы выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Значение противительных союзов можно определить так: "НЕ ТО, А ЭТО".

К данной группе относятся союзы: а, но, да в значении но, однако, однако же, зато и некоторые другие.

Красная шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.

 Мал ёрш, да колюч.

Апрель с водою, а май с травою.

Тема урока сложная, но интересная.

Прошло уже много времени, но метель всё продолжалась.

Мать запрещала сыну одному ходить на пруд, однако мальчик не послушался её.

В деревне нет кинотеатров, зато можно каждый день купаться и ловить рыбу.

 

Разделительные союзы выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО".

 К данной группе относятся союзы: или, либо, то… то, не то… не то и некоторые другие.

В выходные я посещаю музеи или выставки.

Треснет ветка, или с дерева вспорхнёт птица.

В саду я хочу посадить либо розы, либо георгины.

Либо мама сходит со мной на прогулку в парк, либо папа возьмёт меня на футбол.

По дороге то проедет трамвай, то пронесётся пожарная машина.

На улице не то снег, не то дождь.

 

 

Сочинительные союзы можно условно разделить на «безопасные» и «опасные».

Безопасными являются противительные союзы, потому что перед ними и в простых, и в сложных предложениях всегда ставится запятая.

Красная шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.

 Мал ёрш, да колюч.

Апрель с водою, а май с травою.

Тема урока сложная, но интересная.

Прошло уже много времени, но метель всё продолжалась.

Мать запрещала сыну одному ходить на пруд, однако мальчик не послушался её.

В деревне нет кинотеатров, зато можно каждый день купаться и ловить рыбу.

 

Опасными союзами являются соединительные и разделительные союзы, особенно когда они встречаются поодиночке.

К встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться, как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!»

 Почему это нужно делать? Одиночные соединительные и разделительные союзы могут соединять однородные члены в простом предложении (и тогда перед союзами мы запятую не ставим), а могут соединять предложения в составе сложного (и тогда перед союзами мы ставим запятую).

Экскурсия была интересная _ и познавательная.

Небозатянулось тучами, и началась гроза.

В выходные я посещаю музеи _ или выставки.

Или мама сходит со мной на прогулку в парк, или папа возьмёт меня на футбол.

 

Сочинительные союзы бывают не только одиночными, но и повторяющимися. Повторяющиеся соединительные и разделительные союзы могут соединять как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Перед повторяющимися союзами всегда ставится запятая.

В саду я хочу посадить либо розы, либо георгины.

 

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                        (А. Пушкин)

 

 


Теперь рассмотрим схемы предложений с сочинительными союзами и обратим внимание на запятые.

Одиночные союзы И, ИЛИ соединяют однородные члены (О) в простом предложении. Запятая не ставится.

[О и О]. 

[О или О].

Повторяющиеся союзы И соединяют однородные члены в простом предложении. Между союзами ставится запятая.

[И О, и О, и О, и О].

[О, и О, и О, и О].

[О и О, О и О].

 

Противительные союзы А, НО соединяют однородные члены в простом предложении. Перед союзами ставится запятая.

[О, а О].

[О, но О].

Одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы соединяют два простых предложения в составе сложного. Перед союзами ставится запятая.

[ ═ ─], и [─ ═].

[ ═ ─], или [─ ═].

[ ═ ─], но [─ ═].

[ ═ ─], и [─ ═], и [─ ═].

Ключевые слова:

Союзы, сочинительные союзы, соединительные союзы, противительные союзы, разделительные союзы, однородные члены, грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, сложносочинённое предложение, простые союзы, составные союзы, повторяющиеся союзы, запятая.

Основные понятия:

Союз – служебная часть речи (т.е. не является членом предложения), которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Сочинительные союзы связывают однородные члены в предложении и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы можно разделить на три группы:

соединительные союзы;

противительные союзы;

разделительные союзы.

Разбор типового тренировочного задания

Установите соответствие между предложениями и схемами.

В лесу водились лисы и зайцы.

Мама позвала Серёжу обедать, и он пошёл домой.

Ехать до посёлка удобнее не на автобусе, а на поезде.

Девочки готовили обед, а мальчики ловили рыбу.

 

[― ═], а [― ═].

[О и О].

[― ═], и [― ═].

[О, а О].

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать предложения;

2) выделить грамматические основы в предложениях;

3) найти в предложениях однородные члены;

4) в зависимости от того, сколько в предложении основ, определить тип предложения: простое или сложное;

5) определить союз, с помощью которого связаны простые предложения в составе сложного или однородные члены в простом предложении;

6) подобрать подходящую схему к каждому предложению.

 

 

Ответ: 

В лесу водились лисы и зайцы. [О и О].

Мама позвала Серёжу обедать, и он пошёл домой. [― ═], и [― ═].

Ехать до посёлка удобнее не на автобусе, а на поезде. [О, а О].

Девочки готовили обед, а мальчики ловили рыбу. [― ═], а [― ═].

 

Разбор типового контрольного задания

Укажите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

 

Зажглись фонари и в окнах домов показались огни.

Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков.

Оксана знала и слышала всё что про неё говорили.

Приглашены были не только родственники но и друзья.

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать предложения;

2) выделить грамматические основы;

3) в зависимости от того, сколько в предложении основ, определить тип предложения: простое или сложное;

4) в сложных предложениях определить, с помощью какого союза (сочинительного или подчинительного) связаны части предложения;

5) в зависимости от вида связи определить тип предложения (сложносочинённое или сложноподчинённое);

6) расставить  в предложениях знаки препинания, руководствуясь правилами постановки запятой между однородными членами, между однородными членами, связанными союзом, и между частями сложного предложения, связанными союзом.

Ответ:

 

Зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. (Сложносочинённое предложение)

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (Простое предложение)

Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили. (Сложноподчинённое предложение)

Приглашены были не только родственники, но и друзья. (Простое предложение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: