Использование мультимедиа средств в деятельности библиотек

 

Достаточно активный характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека. В последнее время все чаще вспоминают предсказание основоположника медиатеории Маршалла Маклюэна о «гибели галактики Гутенберга» и «наступлении эры слухо-визуальной чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники».

Стоит отметить, согласно результатам последних исследований, для большого количества людей основными средствами массовой информации и коммуникации стали телевидение, радио и Интернет.

Ввиду этого факта библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и работать на опережение. То есть разработать целенаправленную и продуктивную программу по внедрение мультимедийных продуктов. В тоже время не упуская работу с традиционными средствами. Эта работа необходима для того, чтобы понимать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучать меняющиеся потребности читателей и работать в ракурсе сохранения лучших традиций библиотечной практики. [30,с.29-31]

Для того, чтобы перейти непосредственно к объекту нашего исследования, рассмотрим, что собой представляет информационная среда современного ВУЗа.

Функционирование информационной среды нельзя рассматривать вне рамок зависимости с информационными ресурсами, которые являются важнейшим компонентом информационного пространства.

Применительно к вузу, чаще всего употребляется понятие информационно - образовательная среда, цель данной базы - удовлетворение образовательных (иными словами - информационных) потребностей субъектов образовательной деятельности путем обеспечения доступа к информационным ресурсам.

В информационно - образовательной среде университета ресурсную и коммуникативную стороны обеспечивает библиотека.

Студенты представляют себе современную вузовскую библиотеку как информационный центр, который организует важную часть информационно -образовательного пространства университета и способствует обеспечению пользователям доступа в мировое информационное пространство.

Чаще всего студенты считают наиболее предпочтительными характеристиками современной библиотеки вуза полноту книжного фонда и доступ в Интернет, также доступ информации на электронных носителях, наличие электоронного веб-сайта библиотеки.

В свете данного вопроса дискуссионным стал вопрос: что важнее - доступ к информации или владение ею. В представлениях всех групп ППС о современной вузовской библиотеке сочетаются оба варианта ответов: хорошо укомплектованный фонд библиотеки университета и возможность доступа к внешней информации. [45, с. 130-134]

С незначительными различиями в оценках разных групп пользователей важными характеристиками современной библиотеки вуза выступают также широкий спектр периодических изданий, наличие электронного каталога и электронной библиотеки.

Важно отметить, что при выборе характеристик библиотеки, основанных на применении информационных технологий, имеет значение возраст респондентов. Необходимо учитывать, что основные посетители ВУЗовской библиотеки - студенты, то есть молодое поколение, которое имеет доступ во всемирную сеть Интрнет. И привлечь их внимание и повысить значимость библиотек можно только с помощью применения новых современных средств коммуникации. Традиционные носители теряют свою значимость.

Большое значение в данном случае будет занимать веб-сайт, который в совокупности с электронной библиотекой может стать организационной формой доступа к профильной электронной информации.

Студенты считают потенциально важными практически все традиционные и инновационные услуги современной библиотеки, при этом предпочтение отдают услугам, позволяющим обеспечить пользователей полнотекстовой информацией, - получению электронных копий статей посредством электронной доставки и доступу к базам данных через Интернет.

Тем не менее студенты большинства ВУЗов высоко оценивают важность основных традиционных библиотечных услуг, раскрывающих фонд библиотеки (к таким относятся выставки новых поступлений, тематических выставок-просмотров) и обеспечивающих доступ к фондам других библиотек. Работу по прививанию студентам важности библиотек, фактически их "раритетной" значимости выполняют преподаватели, которые время от времени направляют студентов на подобные мероприятия.

Таким образом, мы видим, что применение современных мультимедиа средств продиктовано временем. Для того чтобы привлечь читателя, избалованного новинками информационных технологий необходимо прикладывать немало усилий. Реклама и современные компьютерные технологии - значительная помощь в данной работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: