Теоретико-практические аспекты массовой и рекламной работы библиотек

 

Современные библиотеки становятся мультимедийными и интеллектуальными центрами, медиатеками, ориентированными на создание комфортных условий для разносторонней познавательной деятельности их посетителей. Так, В. Нефедов считает, что «само понятие "библиотека" интерпретируется по-новому: как интеллектуальное пространство и центр культуры». Актуальна проблема строительства библиотечных зданий и для России[5, с. 98].

Л.И. Алешин выделяет термин «Интеллектуальное библиотечное здание» означает внедрение автоматизированных, как правило, компьютерных технологий для выполнения всех функций библиотеки, в том числе обеспечения ее безопасности[1, с. 77].

Безопасность, как и защита, в библиотеке связана с несколькими основными направлениями. Во-первых, она обусловлена необходимостью физической защиты зданий и помещений библиотеки от несанкционированных воздействий природного, техногенного и иного характера. Во-вторых, она связана с потребностью обеспечения защиты людей, находящихся в этих зданиях и помещениях. В-третьих, она должна обеспечивать защищенность имеющихся в библиотеке информационных ресурсов, программно-технических средств и иных материальных ценностей.

Интеллектуальное библиотечное здание характеризуется доступностью, гибкой (в том числе инженерной) инфраструктурой и организацией обслуживания, современным интерьером, техническим оборудованием, высокотехничными хранилищами документов, мебелью, транспортными средствами и другим оборудованием. Так, например, чередующиеся функции различных помещений помогают сократить психологические нагрузки, возникающие в результате продолжительного пребывания человека в монотонном подолгу не меняющемся информационном пространстве.

Современные библиотеки становятся информационными и интеллектуальными информационными центрами, с доступом к национальным и мировым информационным ресурсам. Тексты всей Российской государственной библиотеки (РГБ) насчитывают несколько десятков миллионов единиц хранения. В оцифрованном виде на компактных оптических дисках они займут помещение объемом с трехкомнатную квартиру. Если во всемирной компьютерной сети выставить ее электронные коллекции (электронная библиотека), то любые библиотеки и пользователи, имеющие доступ в Интернет, смогут воспользоваться ими, а сами документы будут традиционно сохраняться.

Важной функцией современных библиотек является организация и проведение ими культурно-массовых мероприятий, усиливающих эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью двух составляющих: познавательной (информационной) и управляющей (регулирующей) деятельностью познания. Базируется такая работа библиотек на использовании ими различных средств наглядности, к которым обычно относят различные аудиовизуальные технические средства, представляющие аналоговые и цифровые устройства записи, воспроизведения, проецирования, отображения и полноценного использования зрительных, звуковых и зрительно-звуковых материалов (аудиовидеотехнических материалов). Аудиовидеотехнические (мультимедийные) средства и телекоммуникации доставляют пользователям широкие возможности[20].

К концу XX века специальное коммуникационное оборудование позволило соединить подключенные к нему компьютеры не только в локальные, городские, государственные, но и в международные сети (например, Интернет), что способствовало появлению глобальной телекоммуникационной вычислительной и информационной среды.

Практически нет такой предметной области, где бы ни применялись компьютерные сети. В последнее десятилетие прошлого столетия Интернет превратился в телекоммуникационную среду, в которой решаются проблемы оперативного доступа различных категорий пользователей к мировым и отечественным информационным ресурсам (ИР) в независимости от места их нахождения. В этой среде успешно функционируют библиотечные и информационные сети и системы. Я. Л. Шрайберг утверждает, что «все предыдущие тенденции, присущие библиотечному окружению, так или иначе связаны или базируются на Интернет-технологиях, будь-то корпоративность или электронные библиотеки». Он же отмечает, что «…развитие телекоммуникационной среды и доступности к ресурсам… сетей, в первую очередь Интернета, объединение библиотек в сети, интеграции и кооперация в области создания и развития международных библиотечно-информационных ресурсов неуклонно повышают эффективность использования распределенного библиотечно-информационного ресурса…»[15, с. 93].

Е. Самойлова утверждает, что доступная в Интернете библиографическая информация открывает перед библиотеками более широкие возможности справочно-библиографической работы, что «небольшие библиотеки получают практически равные возможности с крупными центральными библиотеками, поскольку уменьшается их зависимость от традиционного фонда, на базе которого ранее проводилась эта работа» [36, с. 74].

Создаются различные национальные и межнациональные проекты сохраения накопленной в мире информации, например, «Память Америки», «Память России», Проект «Гуттенберг» и др. Последний, например, подразумевает перевод на электронные носители фондов крупнейших библиотек с помощью телекоммуникаций, сделав их доступными миллионам пользователям в любых уголках нашей планеты.

Библиотеки, порознь или совместно, активно участвующие в различных современных и перспективных видах информационно-библиотечной деятельности, постоянно повышают качество оперативного обслуживания самых разных категорий пользователей, создают для них новые виды информационных ресурсов и услуг.

Библиотеки осваивают некоторые издательские технологии, главным образом, связанные с оперативным копированием, тиражированием и распространением малотиражной печатной продукции. Многие средние (не говоря уже о крупных и крупнейших) библиотеки для выпуска информационных указателей, справочных и рекламных изданий, создания новых и расширения имеющихся услуг, организуют участки оперативной полиграфии, настольные издательские системы и т. п[4].

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.

Основными видами массовой работы являются: наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).

Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей.

Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений. Прежде всего, следует отметить основное требование в деятельности библиотек в современных условиях, а именно - демократизацию. Это означает проявление большего внимания к интересам пользователей; создание условий, когда их мнения, представления о библиотеке определяют характер и содержание работы[7].

Рассматривая массовую работу библиотек, следует отметить, что основным назначением библиотечных выставок является раскрытие фондов библиотек.

) Рассмотрим библиотечные выставки как основной вид массовой работы библиотек более подробно. Книжная выставка - это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным выставкам относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

Специалисты предлагают классифицировать библиотечные выставки по следующим признакам:

по статусу - самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;

по содержанию - универсальные, отраслевые и персональные.

по целевому назначению - в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;

по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов - новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий;

по месту экспонирования - организуемые в библиотеке и за ее пределами;

по срокам функционирования - постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;

по используемым ресурсам - базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда. выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т.д;

по видам изданий - книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации;

по конструкционным особенностям - витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-»развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;

по основанию для проведения - по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;

по степени доступности - бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).

по источникам финансирования - бюджетные, внебюджетные[34].

) Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

) Литературный вечер - одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто - это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие - можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий. Основные этапы подготовки и проведения традиционны: выбор темы, определение целей и задач, читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, определение ведущего и т. д. При написании сценария важно помнить, что зона интереса находится на грани известного и неизвестного (психологическое исследование). Читателям неинтересно, если им будут говорить об общеизвестных фактах - важно дать малоизвестные или неизвестные сведения из жизни и по творчеству автора, которому посвящен вечер.

) Клубы по интересам - одна из оптимальных моделей формы массовой работы. В данном случае, библиотекарь поддерживает инициативу «снизу» (пользователей), и читатели принимают самое активное участие в планировании работы клуба, в подготовке и проведении мероприятий.

Можно выделить клубы по возрасту участников, с учетом его специфики. Для детей младшего школьного возраста клуб может существовать в форме театра сказок, кружка по определенной проблематике.

) Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи[16].

Рассматривая рекламную работу библиотек, следует отметить, что в современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации в них, их услуги; отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.

Так, если библиотека собирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее: изучить текущий спрос на рекламируемую услугу среди различных групп пользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества перед другими подобными услугами, определить эффект, который получит пользователь, приобретая данную услугу. Например, если необходимо увеличить число пользователей какой-либо услуги библиотеки, то одним из рекламных мероприятий будет увеличение числа рекламных публикаций[6].

Рассмотрим правила создания рекламного объявления:

. Рекламное объявление должно быть кратким. Чем меньше формат объявления, тем меньше слов оно должно содержать.

. Рекламное объявление должно посвящаться одному мероприятию, услуге.

. Обращайтесь не к широким массам, а к конкретному потребителю. Обращение к широким массам менее эффективно.

. Будьте максимально точны и конкретны в своем предложении. Расплывчатые и туманные фразы не производят впечатления на читателя.

. Наличие адреса и телефона. Указание только одного телефона значительно снижает эффективность рекламы.

При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей, который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции. В основу сегментирования могут быть положены географические, социодемографические, психографические и другие признаки, влияющие на поведение пользователей. Важным моментом является проведение исследования рынка конкурентов, предлагающих такую же услугу. Для этого библиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры, клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, если возможно затраты по каждому средству распространения рекламы, и делает выводы о сложившейся ситуации на рынке. Это позволяет избежать ошибок и просчетов при проведении рекламной кампании, а также повторения методов рекламирования конкурентов.

Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулиро-ванию пользователей к чтению или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.

Следующий важный этап планирования рекламной деятельности библиотеки - выбор средств распространения рекламы. На выбор средств влияют факторы: цель рекламной кампании, основная тема рекламы, стоимость средства рекламы и др.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) - важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики о ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней[21].

При освещении значительных событий в жизни библиотеки - юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

Для прессы готовятся специальные пресс-релизы, предоставляющие ей в краткой лаконичной форме материал, который будет легко и удобно использовать в печати. Поводом для составления пресс-релиза могут быть:

. События, связанные с важной для библиотеки датой (День библиотек, День рождения библиотеки, Появление 10000 читателя).

. Достижения библиотеки, обнародование показателей, тенденций ее развития.

. Запуск новой продукции, услуги, проекта.

. Внедрение новых технологий.

. Организационные изменения (смена руководящего состава, открытие отдела, сектора).

. Результаты социологических исследований по важной для общества тематике.

. Проводимые библиотекой мероприятия и те, в которых приняли участие представители библиотеки (конференции, семинары).

Основные этапы составления пресс-релиза:

. Заголовок, который должен содержать не более 15 слов. После заголовка рекомендуется указывать место и дату выпуска пресс-релиза.

. Лидер-абзац, включающий самые важные новости в 40 словах или меньше. Здесь необходимо ответить на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».

. Основной текст, в котором раскрываются детали вашей новости - «Как?», «Какие перспективы это имеет?». Придерживайтесь правила: «один абзац - одна подробность». Оптимальный размер каждого абзаца 3-4 строки.

. Справочная информация, в которой описывается библиотека, ее история, структура библиотеки или проект, которому посвящен пресс-релиз.

. Контактные лица. Как правило, указывается имя, фамилия контактных лиц, телефон и адрес электронной почты.

. Полезные ссылки. Данный элемент используется при распространении пресс-релиза в Интернет.

Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.

В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях[34].

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Создание web-сайта - это продвижение информации на более высокие функциональные уровни, участие в формировании позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечения притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей.

Дизайн и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а также количество графики, грамотный способ подачи материала - таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта - необходимая составляющая продвижения имиджа библиотеки.

Следующим этапом рекламной кампании является ее непосредственная организация или проведение. Проведение рекламной кампании - сложный процесс, в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления: библиотека, средства распространения рекламы, пользователи[20]. Итак, организация рекламной деятельности включает в себя создание рекламной продукции (творческая и производственная часть) и доведение созданных рекламных материалов до пользователей, а также контроль за прохождением рекламы и внесение необходимых изменений.

Таким образом, библиотечная реклама включает несколько направлений: информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети; информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах); информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;

информация об услугах, предоставляемых библиотекой.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: