Первое масштабное исследование информационных потребностей основных групп пользователей библиотеки университета подтвердило объективно существующее противоречие между сформированными информационными ресурсами, сложившейся системой библиотечно -информационного обслуживания и информационных услуг - с одной стороны, и их востребованностью пользователями библиотеки на основе собственной информационной культуры - с другой.
Пользователи признают потенциальную важность тех или иных предлагаемых библиотекой университета ресурсов и услуг, однако не спешат ими воспользоваться. Результаты анкетирования и анализ статистики обращений показали, что остаются невостребованными большинство БД. Дополнительный статистический анализ использования периодических изданий выявил невостребованность и ряда научных журналов.
Нечасто обращаются пользователи к инновационным информационным услугам: ЭДД, бюллетеням, доступным на сайте библиотеки, и к другой информационной продукции.
|
|
Причинами невостребованности ряда ресурсов и услуг могут быть неразвитая мотивация обращения ППС к информационным ресурсам и недостаточная информированность пользователей. Следовательно, библиотеке нужно активизировать продвижение ресурсов и услуг путем разработки буклетов и памяток, системы массового и группового библиографического информирования, через веб-сайт, «бегущую строку» и др. [33, с. 200-202]
Невысокий уровень информационной культуры отрицательно влияет на все процессы информационной деятельности пользователей, начиная с выбора каналов и способов получения информации и заканчивая обращением к электронным источникам информации. Отсутствие у пользователей навыков автоматизированного поиска негативно сказывается на использовании электронных информационных ресурсов и услуг.
Мы провели пилотажное исследование; дальнейшего изучения требуют проблемы, связанные с организацией эффективной системы библиографического информирования ППС, разработкой концепции формирования информационных ресурсов университета с использованием инструментов измерения эффективности, развитием информационной культуры пользователей, информационным обеспечением управленческой деятельности и др.
По результатам исследования предприняты соответствующие действия.
Для решения некоторых выявленных проблем требуется участие руководства университета. К таким проблемам относится мотивация обращения к информации, поддержка и придание официального статуса системе формирования информационной культуры.
На наш взгляд, мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим внедрять в библиотечную практику новые формы творчества, разнообразить методы работы. Библиотекарь или любой другой пользователь может воплотить свою идею, используя любой ресурс, объект, добавляя в него свои материалы, текст, звук, анимацию, ориентированные на конкретные задачи, и создать нечто особенное, оригинальное, неповторимое.
|
|
В этом мы видим перспективы дальнейшего развития - создание собственных медиа-продуктов: библиографической продукции с анимацией для детей, краеведческих справочников, путеводителей, медиа-обзоров и презентаций к мероприятиям, более широкое использование возможностей потокового вещания и др. [29, с.10-13]
Таким образом, сделаем промежуточные выводы по работе. Использование мультимедийных продуктов в библиотеке:
. Способствует улучшению ее имиджа в глазах местного сообщества, она позиционирует себя современным учреждением, идущим в ногу со временем;
. Повышает привлекательность библиотеки в глазах потенциальных партнеров, и создает новые возможности для взаимовыгодных партнерских связей;
. Положительно влияет на востребованность библиотечных мероприятий, улучшает их качество, наглядность, эстетику и эффективность усвоения информации,
. Содействует образованию, развивает познавательные интересы читателей, продвигает чтение, стимулирует обращение к книге, как первоисточнику;
. Привлекает в библиотеку новых читателей, инициативную молодежь, помогает людям старшего поколения преодолеть недоверие к электронным изданиям;
. Обязывает персонал библиотек повышать свою профессиональную подготовку и компетентность, приобретать навыки работы с современными техническими средствами;
. Стимулирует развитие творчества, самовыражения, воплощение идей, обмен культурными и общественными ценностями.