Механические и скоростные характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения

 

  Механические характеристики предназначены для исследования и анализа совместной работы электродвигателя и рабочего механизма; скоростные – для исследования токов электродвигателя при его загрузке. Эти характеристики взаимосвязаны, так как электромагнитный момент электрической машины определяется ее током и магнитным потоком.

  Схема включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения имеет вид, приведенный на рис.2.4. 

 

 

Рис.2.4. Схема включения электродвигателя постоянного тока

независимого возбуждения

ДП – обмотка дополнительных полюсов;

КО – компенсационная обмотка;

Rдп, Rко – активные сопротивления обмотки добавочных полюсов и

компенсационной соответственно;

Rдоб – добавочное сопротивление якорной цепи;

Rя – активное сопротивление обмотки якоря;

Rов, Rвд – активные сопротивления обмотки возбуждения и

добавочного в цепи возбуждения соответственно;

Uс, Е – напряжение питания и ЭДС электродвигателя соответственно;

Uв – напряжение питания обмотки возбуждения;

Iя, Iв – токи якоря и возбуждения соответственно.

  Если существует необходимость включения в якорную цепь двигателя добавочного сопротивления, то для электроприводов малой мощности используются резисторы со скользящими контактами, позволяющие реализовать плавное изменение активного сопротивления. В приводах средней и большой мощности используются шунтирующие контакторы, при помощи которых осуществляется дискретное изменение активного сопротивления якорной цепи.

  В связи с тем, что мощность цепи возбуждения сравнительно невелика (3 – 5% от мощности электродвигателя), здесь возможно применение резисторов со скользящими контактами в приводах практически любой мощности.

  В установившемся режиме двигатель независимого возбуждения (рис.1.4) описывается следующими уравнениями:

 

                                             Uс = Е + Iя Rяц,                                 (2.6)

                                              Uв = Iв Rв,                                          (2.7)

              

где Rяц = Rя + Rдп Rко + Rдоб – активное сопротивление якорной цепи;

  Rв = Rов Rвд – активное сопротивление цепи возбуждения.

               

                                    Е = (р N / 2 p а) Ф w = К Ф w,                    (2.8)

 

где N, а – число активных проводников и параллельных ветвей обмотки якоря соответственно;

Ф – магнитный поток возбуждения, Вб;

К = р N / 2 p а – конструктивная постоянная электродвигателя.

  Если скорость электродвигателя приведена во внесистемных единицах n[об/мин], то угловая частота вращения определяется как

 

                                               w = 2 p n / 6о.                                   (2.9)

 

Из (2.6) получаем уравнение скоростной характеристики

 

                                      w = Uс / КФ – Rяц Iя /КФ.                       (2.10)

 

  Известно, что электромагнитный момент электродвигателя равен

 

                                                  М = КФ Iя.                                     (2.11)

  Подставим в (2.10) вместо тока якоря его значение из (2.11) и получим уравнение механической характеристики электродвигателя:

                                   w = Uс / КФ – Rяц М / (КФ)2.                         (2.12)                                  

 

  Построенные в соответствии с (2.10) и (2.12) скоростная (а) и механическая (б) характеристики двигателя независимого возбуждения приведены на рис.2.5.

 

 

                                     а)                                               б)                   

 

Рис. 2.5. Скоростная и механическая характеристики двигателя

независимого возбуждения

 

  Точка пересечения каждой характеристики с осью ординат при

                               

                                                     М = 0;        

                                                     Iя = 0

                  

называется точкой идеального холостого хода, а соответствующая ей угловая скорость w 0 – скоростью идеального холостого хода. Из (2.10) и (2.12) определяем

 

                                               w0 = Uс / КФ.                                (2.13)

 

  Точки пересечения характеристик с осями абсцисс при w = 0 называются точками короткого замыкания, а ток и момент – током (Iякз) и

 

 

моментом (Мкз) короткого замыкания. Из уравнений скоростной и механической характеристик при w = 0 определяем

 

                                            Iякз = Uс / Rяц;                                  (2.14)

                                            Мкз = Uс КФ / Rяц.                           (2.15)

 

  Из (2.14) и (2.15) следует, что ток короткого замыкания не зависит от магнитного потока электродвигателя и определяется только напряжением питающей сети и активным сопротивлением якорной цепи, а момент короткого замыкания пропорционален магнитному потоку Ф, напряжению сети и обратно пропорционален Rяц.

  Из (2.10) и (2.12) видно, что при изменении какого-либо из параметров системы изменяется вид характеристик, то есть для каждого электродвигателя можно построить семейство скоростных и механических характеристик при различных параметрах электрической цепи. Из этого семейства выделяются естественная скоростная и естественная механическая характеристики. Все остальные характеристики называются искусственными и будут показаны ниже.

  Естественными являются характеристики, полученные при номинальном напряжении сети, номинальном магнитном потоке и добавочном сопротивлении в якорной цепи, равном нулю. Номинальные данные электрической машины – это совокупность параметров, определяющих номинальный режим ее работы, то есть режим, для которого машина предназначена заводом-изготовителем.

  Жесткость механических характеристик рассматриваемого электродвигателя можно определить из следующих соображений: так как характеристики в данном случае являются линейными, то от бесконечно малых приращений момента и угловой скорости можно перейти к конечным, то есть жесткость равна

 

                                                    b = DМ / Dw.                                                                               

 

  При изменении момента от нуля до момента короткого замыкания

 

                                                  DМ = Мкз – 0;

                                                  Dw = 0 - w0,

то есть                                     b = - Мкз / w0.                              (2.16)

 

  Подставляем в (2.16) вместо Мкз и w 0 их значения из (2.13) и (2.15) и получаем

 

                                             b = - (КФ)2 / Rяц,                           (2.17)

 

 

то есть жесткость механических характеристик двигателя независимого возбуждения является отрицательной и определяется его магнитным потоком и активным сопротивлением якорной цепи.

  Статическое падение скорости Dwс в данной точке характеристики при М = Мс называется ее крутизной, является величиной, обратной жесткости, и определяется следующим образом:

 

                                  Dw с = w 0 - w с = Мс Rяц / (КФ)2.           (2.18)

 

  Одним из важнейших показателей электрических машин является их перегрузочная способность l, равная отношению допустимого момента Мдоп к номинальному Мн:

 

                                               l = Мдоп / Мн.                              (2.19)

 

  У машин постоянного тока допустимый момент регламентируется условиями их нагрева (которые будут описаны ниже) и условиями коммутации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: