Эмпирические методы /эмпирио – метод/

Осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств.

Наблюдение осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств. Виды наблюдения: скрытое, включенное, сплошное, выборочное, самонаблюдение.                        Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста:

- от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить ежедневно;

- от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно;

- в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно;

- в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода;

- в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.

Эксперимент является наиболее важной частью научных исследований.         

 

Само слово эксперимент происходит (от лат. experimentum проба, опыт.) В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении – общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.

Эксперимент является «активным» методом изучения реальности. Исследова­тель не только задает вопросы природе, но и «вынуждает» ее на них отвечать. На­блюдение и измерение позволяют ответить на вопросы «Как? Когда? Каким обра­зом?», а эксперимент отвечает на вопрос «Почему?».

Эксперимент – организация специальной ситуации, в которой изучаемое явление должно проявиться.                                                                                                                                        В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации.                                                     Основные виды эксперимента:                                                                                                   лабораторный - Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта.            

Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях;                                                                                                                                                 естественный – в привычных для испытуемого условиях.

  Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность.         

/Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д./

 Естественный эксперимент может проводиться в различных формах. Простейшей формой является решение «вводных задач».

Например: «Случилось то-то, что вы будете делать?» Лучший результат можно получить, если эти отклонения незаметно для испытуемого вводятся, например, в его трудовую деятельность. Для этого можно, в частности, производить выключение мотора, изменение регулировки, имитацию неисправности и т.д.

Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь.                                                                                                 Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем.  При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

2. Психо-диагностические методы: (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), тесты /тесты интеллекта/, опросники, тесты-опросники, проективные методики /вынесение внутренних эмоций во вне …/ рисунок

РАТ /Рисуночной апперцепции тест – 10 черно-белых картинок, каждый видит в рисунке свою ситуацию/

ТАТ /Тематической апперцепции тест/.

Тест - стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого.                

Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется,  можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом.

В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа – активный метод получения информации о психологических свойствах и отношении человека к тому или иному явлению путем ведения с ним тематически направленного разговора, из ответов на вопросы, поставленных при непосредственном общении. Этапы: вводный, основной, завершающий. Типы: структурированное и неструктурированное.

Интервью ( от англ. «встреча», «беседа »)метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. (инд, групп, масс.. стандарт, нестандарт, полустандарт)

Интервью является одновременно и беседой и опросом. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом, они ведут между собой интенсивный разговор на определенные темы.

Однако в отличие от беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью и закрепленностью ролей собеседников – коммуникатора и реципиента. Не достижение цели, которое является допустимым в беседе, в интервью расценивается как крах всей акции. С опросом его сближает наличие вопросника, но в отличие от интервью, вопросы могут переставлены, конкретизированы или дополнены.

Анкетирование – сбор информации в форме письменных ответов на вопросы, для измерения уровня силы отношения к чему-либо, либо наличия и выраженности психологических качеств (закрытые вопросы).

3. Проективные методы: Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») введен Лоуренсом К. Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации – испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным  стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.

Методы опроса.

- Анкетирование,

- интервью  - вопросы

- беседа – устно.

 

Биографические методы (анализ фактов, дат и событий) – метод изучения событий жизненного пути человека.                                                            Близнецовый метод – метод изучения монозиготных / однояйцовые/ и дизиготных  / разнояйцовые/ близнецов, дизиготные близнецы возникают при оплодотворении двух отдельных яйцеклеток.                                                      

Методы обработки данных.                                                                 количественный анализ (математико-статистический) - применение математической  обработки  психологических данных. При количественном анализе результатов исследования наиболее часто пользуются средним арифметическим из всех исследований того или другого психического процесса или индивидуально-психологических особенностей.

- качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам) - описание случаев, наиболее полно отражающих как  типы и варианты психических явлений (номотетический подход), так и исключением или нарушением общих правил (идеографический подход). Обработка по типам, видам, категоризация связана с проблемой сопоставления результатов.

В качественном анализе выясняются причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей человека, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношения к деятельности и тому подобное.

Количественный и качественный анализ данных исследований дает основания для психологической характеристики человека и выводов о воспитательных или учебных мероприятиях.                                                                                                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: