Организационные методы

Метод поперечных срезов – метод сравнительного изучения разных возрастных групп.

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик, исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень).

 Исследования методов поперечных срезов психического развития состоят в изучении одних и тех же психологических характеристик в группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т. п. 

 Метод поперечных срезов также имеет свои преимущества и недостатки.                  Основным преимуществом этого метода считается сравнительная быстрота исследования — возможность приобретения в течение короткого времени результатов.                                                                                                        Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не показывают динамики процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными. 

  ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД.     

  Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Долговременному наблюдению собственных детей посвящали себя многие специалисты, детские врачи и психологи (супруги Штерн, Бюлер, Менчинская и др.)            

30-е годы текущего столетия принесли значительный прогресс в изучении развития. Ценны наблюдения за маленькими детьми, проведенные лабораторией Геселла (осуществляемые в течение целых суток).                     Геселл также исследовал группу детей месяц за месяцем, причем на основе своих наблюдений он вывел «нормы развития поведения» для разных возрастных ступеней, начиная от 0 до 16 лет.

В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.АЛюблинская, Н.Д.Левитов и др.). Особенно известны исследования развития речи и ее влияния на способность к учению и развитию личности детей, проведенные в лаборатории А.Р.Лурия (1959, 1961).

Более 20 лет проводил лонгитюдные психологические исследования на близнецах Р.Готгшальдт (1960). Во Франции той же проблематикой занимался Рене Заззо. Близнецы являются особенно подходящей моделью для изучения влияния конституционных и социальных факторов. Эта проблема прямо требует применения лонгитюдного изучения близнецов, получившего название близнецового метода.  

Метод продольных (лонгитюдных) срезов –/ ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД/.

 Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет), прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени /одни и те же люди, но в разные возрастные периоды/.                                                                                    Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами.

Лонгитюдный метод, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:


— лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам;
— оно дает возможность определить динамику развития каждого ребенка;
— только лонгитюдное исследование дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.


Однако очевидно, что даже объективное наблюдение за одним ребенком не позволяет подойти к заключению со всеобщим значением.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.





Метод дневниковых записей – ведутся наблюдения и записи фиксируются.

Комплексный метод – (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: