Категория падежа имен существительных

Существительные в английском языке имеют два падежа: общий падеж (Common Case) и притяжательный падеж (Possessive Case). Существительные в общем падеже не имеют окончаний, их место в предложении определяется синтаксической функцией, которую они выполняют. Общий падеж существительных в английском языке соответствует именительному, дательному и винительному падежам существительных русского языка.

Притяжательный падеж существительных образуется путем прибавления апострoфа ’ и окончания -s к существительному в форме общего падежа единственного числа (a student’ s book книга студента) и апострофа ’ к существительному в форме множественного числа (students’ books книги студентов). Правила произношения окончания -s в притяжательном падеже аналогичны правилам чтения окончания множественного числа существительных. Существительное в форме притяжательного падежа передает:

1) отношение принадлежности в широком смысле слова, если существительное обозначает одушевленный предмет (лицо или животное):

Paul’s house                       дом Павла (принадлежит Павлу)

the horse’s tail                    хвост лошади (принадлежит лошади)

П р и м е ч а н и е. Если существительные выражают предметы и относятся друг к другу как часть к целому, то в таких случаях вместо формы притяжательного падежа употребляется сочетание с предлогом оf, например:

the back of the chair                          спинка стула (спинка есть часть стула)

the door of the room                          дверь комнаты (дверь есть часть комнаты)

2) качественную характеристику предмета:

a Doctor’s degree                степень доктора наук

3) выражение временных и пространственных отношений: today’s newspaper сегодняшняя газета

at the chemist’s shop в аптеке

Существительные в форме притяжательного падежа, выражающие локальное значение, могут употребляться без последующего существительного, обозначающего местонахождение:

at my sister’s                      в доме моей сестры



Суффиксы и префиксы существительных

При помощи суффиксов и префиксов образуются производные существительные. Наиболее употребительные суффиксы и префиксы существительных приведены ниже:

 

Название

Примеры

Суффиксы:    
1) указывающие на лицо, профессию, род занятий:    
-ar Beggar нищий
-ant, -ent Assistant помощник
  Student студент
-er Teacher учитель
-or Professor профессор
-ist Typist машинистка
-ian Physician врач
2)    указывающие   на национальную принадлежность:    
-ard Spaniard испанец
-an German немец
-ian Russian русский
-ese Chinese китаец
3)   применяемые  для обозначения общих понятий:    
-al Approval одобрение
-age Advantage преимущество
-ance, -ence Difference различие
-cy Policy политика
-dom Freedom свобода
-ion, -tion, -ssion,-sion Examination экзамен
-ing Beginning начало
-ism Tourism туризм
-ity Activity активность
-hood Childhood детство
-ment Development развитие
-ness Darkness темнота
-ship Friendship дружба
-th Length длина
-ure Pleasure удовольствие
4) применяемые в названиях наук:    
-ics Physics физика
Префиксы:    
1)   с      отрицательным значением:    
Anti- Antipathy антипатия
Counter- Counteraction противодействие
Dis- Disability неспособность
Mis- Misfortune несчастье
Non- Non-conductor изолятор
2) со значением общности действия: со-     Coworker     соавтор
3) со значением «ниже» (ка- чеством,                    положением, рангом и т. д.):    
Sub- Subdivision подразделение

Функции существительных в предложении

В предложении существительное может выполнять синтаксические функции:

подлежащего:

The cat is black.                                        Кошка черная.

второй части именного сказуемого:

This is a cat.                                               Это кошка.

дополнения:

I see a cat.                                                  Я вижу кошку.

обстоятельства:

She lives in a busy street.              Она живет на оживленной улице.

— определения:

Our Institute library is big.           Библиотека нашего института большая.

 

Вопросы по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1. Как классифицируют существительные по форме, значению, числу?

2. Какие функции в предложении может выполнять существительное?

3. Как образуется множественное число имен существительных?

4. Что обозначает и как образуется притяжательных падеж существительных?

5. Назовите наиболее употребительные префиксы и суффиксы существительных.

 

УПРАЖНЕНИЯ

I. Прочтите следующие существительные, обращая особое внимание на правила произношения окончания множественного числа:

1) [s]: desks, lamps, books, hats, flats, cats, maps, parks, carpets, plants, students, parents, coats;

2) [z]: bags, beds, windows, chairs, doors, curtains, sofas, dogs, walls, tables, flowers, pictures,

halls;

3) [iz]: bookcases, boxes, buses, dresses, benches, bushes, lunches, studies, faculties, dishes,

countries, colleges.

 

II. Подчеркните суффиксы и префиксы в существительных, переведите их на русский язык:

reader, prоfessor, president, assistant, scientist, Norwegian passage, division, friendship, development, kindness, evolution, policy, activity, discovery, physics, capitalism, nature, pleasure, brotherhood, pressure, antibody, counterrevolution, non-resistance, disadvantage, misunderstanding, coexistence, subclass.

 

III. Сгруппируйте следующие существительные:

1) по форме (простые, производные, сложные):

bird, girl, boy, worker, turner, examination, leadership, development, mathematics, misunderstanding, subway, coworker, schoolchildren, housewife, bookshelf, day, child, notebook, blackboard, timetable, programme, noticeboard;

2) по значению (собственные и нарицательные — конкретные, собирательные, вещественные, абстрактные):

love, beauty, kindness, people, children, butter, bread, tea, sugar, paper, pride, pity, crowd, population, door, floor, group, house, London, Westminster, Hermitage, Brown, Tom, name;

3) по наличию категории числа (исчисляемые и неисчисляемые):

table, toy, cheese, dress, beauty, hand, health, air, news, gold, weather, Earth, knowledge, research, hour, furniture, money, education, trousers, police, youth, cattle, advice, holiday, sheep, phonetics, box, information, traffic, travel, work.

 

IV. Образуйте множественное число от следующих существительных, обращая внимание на правила их правописания:

1) pencil, book, lesson, room, house, examination, school, shop, year, college, student, teacher,


pupil;


 

2) wife, life, shelf, bookshelf, roof, housewife, knife, self, half;

3) city, factory, play, day, family, library, boy, toy, fly;


4) hero, tomato, photo, potato, embargo, motto, kilo, piano;

5) child, man, woman, foot, tooth, ox, mouse.

 

V. Переведите словосочетания, включающие в себя вещественные существительные, на русский язык:

1) a cup of coffee, a bottle of wine, a glass of juice, a mug of milk, a jar of jam, a bottle of mineral water, a litre of petrol,                   a gallon of oil, a bucket of water, a drop of medicine, a can of condensed milk, a pint of beer;

2) a loaf of bread, a box of chocolates, a bar of chocolate, a slice of lemon, a piece of meat, a basket of fruit, a kilo of sugar, a packet of butter, a portion of chips, a bag of flour, a pinch of salt;

 

3) a ball of string, a pair of socks, two pairs of shoes, an article of clothing, a strip of cloth, a sack of coal, a tube of toothpaste, a packet of cigarettes, a sheet of paper, an item of news, a pair of jeans, a box of matches, a bunch of flowers, a piece of furniture.

 

VI. Переведите следующие сочетания на русский язык, обращая внимание на форму притяжательного падежа существительных:

the Browns’ family, the Petrovs’ flat, John’s car, my sister’s room, our teacher’s bag, his mother’s book, her brother’s suit, your father’s cigarette, his grandparents’ cottage, their friends’ house, children’s toys, pupils’ textbooks, Britain’s pride, a girl’s doll, a man’s pipe.

 

VII. Определите, какое значение  передают существительные        в форме притяжательного падежа в следующих словосочетаниях. Переведите эти словосочетания на русский язык:

1) a child’s bicycle, a girl’s blouse, a lady’s handbag, Paul’s sister, Tom’s camera, my son’s wife, Ann’s mother, the Browns’ house;

2) a women’s college, a summer’s day, a doctor’s degree, the earth’s resources, September’s earliest frosts;

3) yesterday’s paper, today’s news, tomorrow’s programme, an hour’s delay, a night’s sleep, two days’ journey, ten minutes’ walk, five minutes’ rest, a week’s holiday, an hour’s drive;

4) at my grandparents’ cottage, at a baker’s, at a butcher’s, at a grocer’s, at a hairdresser’s, at my uncle’s, at a new-agent’s, at a chemist’s, at a travel agent’s, at a dentist’s, at Harrod’s, at a florist’s, at a tailor’s.

 

VIII. Переведите следующие словосочетания на английский язык:

1) имя моего друга, комната моей сестры, родители Павла, отец Петра, мать Джона, брат его жены, семья Тома, картина Анны, машина брата, мамина шляпа, папино пальто;

2) тетради учеников, ручки детей, карандаши моих братьев, книги моих друзей, спички этих мужчин, сумки пассажиров;

3) трехдневный отдых, недельное путешествие, в кондитерской, в аптеке, в трех минутах ходьбы, сегодняшняя газета, вчерашний номер журнала, часовая прогулка, минутное увлечение;

4) крыша дома, парки города, ножка стула, окно комнаты, вершина горы, спинка стула.

IX. Заполните пропуски соответствующими формами глагола to be (is или are):

1. The news... bad today. 2. Mathematics... a science.  3. Billiards... an amusing game. 4. Athens... an ancient city. 5. The United States of America... a powerful country. 6. Measles... an infectious disease. 7. Her hair... black. 8. The trousers... too tight for me. 9. Athletics... my favourite sport. 10. My scissors... not sharp enough. May I borrow yours? 11. These cattle... in the field. 12. The people... waiting for their passports. 13. All those sheep... mine. 14. Your knowledge of English... quite good. 15. Cattle... selling for record prices this year. 16. People... funny. 17. The police... searching for a tall dark man with a beard. 18. Draughts... an easier game than chess. 19. Fish... getting very expensive. 20. Politics... a complicated business.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: