Синтагматика, парадигматика и иерархия слов в гнезде

Гнездо как совокупность однокоренных слов в их лексико-семантических отношениях – это лексическая единица. Гнездо как совокупность однокоренных слов в их словообразовательных отношениях – это словообразовательная единица языка.

Словообразовательное гнездо (СГ) – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называемым вершиной данного гнезда. Проблема СГ – это, прежде всего, проблема взаимоотношений между входящими в него словами: 1) взаимоотношение между разными однокоренными словами и их возможными объединениями (словообразовательные пары, словообразовательные цепочки) – синтагматические отношения, 2) взаимоотношение между словообразовательными парадигмами, 3) взаимоотношения между однокоренными образованиями в рамках одного слова, одной лексемы, т.т. между разными вариантами одного и того же слова.

Среди этих взаимоотношений первостепенная роль принадлежит непосредственной соотносительности вершины гнезда и начальных (I и II) звеньев СЦ и подгнезд, ибо характер этих отношений предопределяет, как правило семантическую структуру всех остальных производных слов. Частеречная структура гнезда во многом зависит от порождающей способности исходного слова. Производящая основа диктует прогрессивный характер непосредственно составляющих. Это объясняется тем, что в русском языке производящая основа является семантическим и структурным центром. Семантическим (независимо от того, формально она равна или не равна корню) – т.к. в ней заключено определенное вещественное значение, которое является одновременно мотивирующим для соответствующих производных. Структурным центром – т.к. с нее начинается рост СГ.

СГ разворачивается и синтагматически и парадигматически. Но словообразовательное гнездо – это более сложное и противоречивое единство, чем простая сумма синтагм и парадигм. Иерархичность формально-семантических отношений между входящими в гнездо производными - является еще одной особенностью русского СГ. Формально-семантическая субординация всех гнездующихся слов налицо: слова третьего деривационного шага подчинены словам второго, последние – соотносительным словам 1-го, которые, в свою очередь, подчинены вершинному слову. В этом иерархичность (ступенчатость) структуры русского гнезда. Выделяют простейшие – микрогнезда, имеющие одно производное и макрогнезда, включающие сотни, нередко 400-500 и более образований.

Компонентысловообразовательного гнезда: исходное слово (вершина), словообразовательная парадигма, словообразовательная цепь, включающая словообразовательные пары. СГ является самой объемной, сложной и многомерной из всех единиц словообразования, т.к. реализуется и синтагматически, и парадигматически, и иерархически.

Ведущая роль в организации словообразовательного гнезда принадлежит словообразовательным парадигмам.

Словообразовательная парадигма – это совокупность производных того или иного производящего, выступающих на одной ступени словопроизводства. В словообразовательной парадигме прослеживаются все направления развития общего концепта, связанного с расслоением (организацией) словообразовательного гнезда. Концепт – это совокупность знаний об объектах, ситуациях во всех их связях и отношениях. Концепт связан с категоризацией явлений и формирует их «прототип». Так, в СГ с исходным словом писать – «составлять письменно какой-либо текст – письмо, заявление» обнаруживается расслоение концепта по следующим направлениям, указывающим на типы ситуаций, связанных разнообразными семантическими отношениями с исходным значением глагола писать/написать:

списать – «написать, производя текст, списывая с оригинал какого-либо текста»;

переписать – «написать, списывая с какого-либо текста»;

выписать – «списать откуда-либо часть текста»;

записать – «написать что-либо услышанное, увиденное, изложить на бумаге» и т.д.

Модификация общего понятия может быть обусловлена эмоционально-оценочной функцией.

СП имеют все слова гнезда, участвующие в словообразовании (кроме исходного слова гнезда). Компоненты СП связаны между собой по смыслу: они имеют семантическую общность, которая определяется тем, что все члены словообразовательной парадигмы восходят к одному и тому же производящему; их лексические значения    вытекают из лексической семантики производящего. Однако, поскольку каждый из них по смыслу прежде всего связан с производящим и по отношению друг к другу они являются равнопроизводными, то для них характерно семантическое равноправие, семантический параллелизм. Как правило, компоненты СП характеризуются семантической независимостью друг к другу; они связаны по смыслу лишь опосредованно – через семантику производящего.Этим они отличаются от синтагматических единиц – членов словообразовательных пар и СЦ.

Словообразовательные парадигмы, обладающие одинаковым или близким набором производных, объединяются в один тип, образуя одну типовую парадигму (ТСП).

Таким образом различают типовые парадигмы (единицы плана содержания) и конкретные парадигмы (единицы плана содержания и выражения). ТСП составляется конкретными парадигмами и совокупностью словообразовательных значений, реализуемых базовыми словами определенной части речи, входящими в единую лексико-семантическую группу.

Словообразовательная парадигма может строиться как на общности базы, так и на общности форманта.

СП – важнейшее понятие словообразовательного уровня языка, отражающее деривационную валентность слова. Пользуясь понятием СП, можно установить словообразовательный потенциал различных разрядов слов, различных частей речи, лексико-семантических и тематических групп слов.

Словообразовательная цепь (СЦ) – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной производности. Все СЦ, объединенные общностью исходного слова, образуют одно словообразовательное гнездо. Исходное слово цепи (оно же исходное слово гнезда) является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. Например: дыра (исходное слово, непроизводное, производящее, однофункциональное) - дыр-ЯВ(ый) (производное, производящее, двуфункциональное) - дыряв-И-ть (производное, производящее, двуфункциональное) – ПРО-дырявить (производное, производящее, двуфункциональное) – продырявлИВА-ть (производное, производящее, двуфункциональное) – продырявлива-НИj-е (производное, однофункциональное).      

Словообразовательные цепи очень разнообразны по своей структуре. Разнообразие это создается в них комбинацией производных слов, которые относятся к различным словообразовательным типам всех участвующих в словообразовании частей речи. Ограничение на структурное разнообразие словообразовательных цепей накладывает возможное количество звеньев: словообразовательная цепь состоит минимум из одной словообразовательной пары, максимум – из 7 пар. Седьмым звеном исчерпываются словообразовательные возможности русского языка на синтагматической оси.

Исходным словом СЦ может выступать практически любая часть речи. Разная последовательность частей речи и их комбинация в СЦ – это и разные комбинации смыслов в цепочках. Каждая словообразовательная пара представляет тот или иной СТ. Разнообразие структурных типов СЦ создается за счет многообразия реализованных в системе комбинаций нескольких сотен СТ всех частей речи, встречающихся в цепочках. Если исходное слово является многозначным, то через всю СЦ нередко проходят несколько значений (в том числе и переносных). У производных слов, относящихся к различным ступеням словообразования, развиваются свои значения, которые также могут передаваться дальше по СЦ.

В языке существуют открытые и закрытые словообразовательные цепочки (книга – книж-Н(ый) – ПО-книжн-ОМУ /закрытая СЦ/). Границы между открытыми и закрытыми цепочками подвижны, хотя и являются достаточно устойчивыми, определенными для каждого синхронного среза языка.

Многочисленные типы отношений, представленные словообразовательными парадигмами и словообразовательными цепочками (включая чересступенчатое словообразование), обусловливают иерархичность и многослойность структуры словообразовательного гнезда.

 

                                                              

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: