Способы словообразования

         Одним из важнейших вопросов словообразовательного анализа производной лексики является вопрос о способах словообразования производных слов. Необходимо строго различать способы словообразования с диахронической и синхронической точек зрения. В диахроническом словообразовании понятие способ словообразования служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) образовано производное слово, в синхронном словообразовании понятие способ словообразования используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или средств) выражается словообразовательное значение производного слова.

    Способ словообразования – это более крупная чем словообразовательный тип единица классификации – объединение ряда словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта, в отвлечении от конкретных материальных воплощений форманта в разных типах.

    В русском языке различаются морфологический, лексико-синтаксический, лексико-семантический и морфолого-синтаксический способы словообразования.

    Под морфологическим способом словообразования подразумевают словопроизводство в полном смысле этого слова, т.е. образование новых слов на базе существующих в языке основ и словообразующих аффиксов. Выделяют основные типы:

1) аффиксальные способы (префиксальный: учиться – НАучиться), суффиксальный (в том числе и нулевая суффиксация): храбрый – храбрЕЦ, постфиксальный: кто – кто-ЛИБО, префиксально-суффиксальный: левый СлевА, префиксально-постфиксальный: лететь - СлететСЯ, суффиксально-постфиксальный: присесть – присажИВАтьСЯ, префиксально-суффиксально-постфиксальный: блуждать ЗАблудИтьСЯ);

2) безаффиксные (конверсия: прил. рабочий 1 – сущ. рабочий II, сложение (чистое сложение, словосложение): сорвиголова, самовоспламеняющийся, сращение: творить благо – благотворить, аббревиация (буквенная, фонемная, буквенно-фонемная, слоговая, фонемно-слоговая, слого-словная, слого-словоформная, слоговая «телескопическая»): МГУ, НЭП, ЦСК, профком, ИМЛИ, дипкурьер, завбазой, мопед). Во всех случаях сокращенные слова восходят к словосочетаниям, составным наименованиям. Однако в живой разговорной речи встречаются также слова, образованные путем усечения одиночных (отдельных) слов: зам (заместитель), пом (помощник) и др.;

3) смешанные (взаимодействие аффиксальных и безаффиксных словообразовательных средств в качестве форманта): бесхозный, иногородний.

Лексико-синтаксический (сращение) способ словообразование – сращение двух или нескольких лексических единиц, слияние в одно словесное целое либо устойчивого словосочетания, т.е. фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь с предлогом или отрицанием) – сегодня, вверх. Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. Посредством этого способа язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения лексической, но и с точки зрения фонетической и морфологической: спаси Бог – спасибо.

Лексико-семантический способ (впервые был выделен и охарактеризован В.В.Виноградовым) – «расщепление» многозначного слова на омонимы. Разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или же за существующим в языке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано: красный (цвет) – красный (относящийся к революционной деятельности, связанный с советским строем), гнет (груз для отжима и прессования) – гнет (эксплуатация). При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых словосочетаний – новое слово возникает благодаря «опущению» грамматически зависимых слов и концентрации значения фразеологического оборота в целом на опорном слове: песок (от «сахарный песок»), плитка (от «электрическая плитка»), органы (от «органы государственной безопасности»). В результате лексико-семантического словообразования слово всегда принадлежит к той же части речи; фонетически новых слов не возникает.

Морфолого-синтаксический (транспозиция) способ словообразования – появление новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой, или перехода в другую часть речи. Выделяются следующие разновидности:

1) субстантивация (столовая, мороженое);

2) адъективация (изысканный вкус, блестящие);

3) прономинализация (определенный день);

4) адвербиализация (вечером, утром, рядом);

5) переход слов других частей речи в служебные слова (пожалуй - глагольная форма, перешедшая в разряд частиц);

6) переход слов других частей речи в междометия (Караул! /сущ./).

При морфолого-синтаксическом словообразовании происходят изменения не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, которые и приводят к переходу его в иной лексико-грамматический класс. При данном способе фонетически новых слов не образуется.

Способы словообразования делятся на продуктивные/непродуктивные  (активно участвующие в образовании новых слов и наоборот – не способные образовывать новые слова или грамматические формы) и регулярные/нерегулярные (повторяющиеся в ряде производных слов и словоформ и наоборот – единичные, встречающиеся спорадически в составе слов и невоспроизводимые в новых словах)

Каждое мотивированное слово относится к тому или иному способу словообразования.

 

    СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП

         Производные слова разных способов словообразования различаются между собой целым рядом дифференцирующих признаков: лексико-грамматическим характером их производящих (принадлежностью к определенной части речи), наличием в составе производных конкретных словообразовательных средств или формантов, отражением в их составе морфонологических явлений, семантическим отношением производных к своим производящим и др. На основании дифференцирующих признаков производных слов различаются словообразовательные модели и словообразовательные типы.

    Словообразовательный тип (СТ) – основная единица классификации производных слов, формально-семантическая схема построения производных слов определенной части речи, отвлеченная от конкретных свойств. Производные слова, составляющие СТ, характеризуются общностью трех основных признаков: 1) имеют производящие, относящиеся к одной и той же части речи, 2)обладают одним и тем же формальным показателем, 3) выражают одинаковые семантические отношения к своим производящим, т.е. имеют одно и то же словообразовательное значение. Так, например, имена существительные баранина, кабанина, осетрина, фазанина и т.п. образуют один словообразовательный тип, т.к. образованы от существительных, имеют один и тот же суффикс –ин - и выражают одно СЗ – обозначают «мясо животного, названного производящей основой».

    В пределах одного СТ может быть выделена одна или несколько словообразовательных моделей (СМ) в зависимости от характера морфонологических явлений, сопровождающих акт словопроизводства. В понимании СМ, также как и СТ, отсутствует единство. Наиболее распространенным является употребление терминов тип и модель как равноправных. С нашей точки зрения точнее рассматривать СМ как самостоятельную словообразовательную единицу, являющуюся составной частью СТ и органично входящую в него. В этом случае трудно будет не согласиться с конкретизацией модели, данной В.В.Лопатиным: «Модель может использоваться применительно словообразования в качестве скользящего термина. В конкретных случаях это может быть и целый СТ, и отдельный подтип.

    Продуктивные СТ – это типы, пополняющиеся новыми дериватами.

    Непродуктивные СТ – представлены закрытыми списками дериватов, не пополняются новыми словами (- НЯК-: дубняк, ивняк, березняк).

    Для транспозиционных СТ характерна отнесенность производного и производящего слов к разным частям речи (красный – краснеть).

    Если члены словообразовательной пары принадлежат к одной частит речи, то имеет место нетранспозиционный СТ (Краснодар – краснодарец).

    При общей характеристике того или иного словообразовательного типа учитывается тип деривации.

    Синтаксическая деривация устанавливается в рамках транспозиционных типов, когда производная и производящая основы тождественны по лексическому значению (лечить – лечение). Производные слова этого типа всегда принадлежат к другой части речи, нежели производящие, и, следовательно, выполняют иную синтаксическую функцию.

    Лексическая деривация характеризует транспозиционные и нетранспозиционные СТ в том случае, если производная основа по своему значению сложнее производящей (рисовать – зарисовать, усы – усатый).

    Для лексической деривации принимается во внимание также модификационный или немодификационный характер словообразовательного значения. Для модификационных типов лексической деривации отмечается такое смысловое соотношение между производной и производящей основами, при котором значение производной основы представляет собой ту или иную модификацию понятия, выражаемого производящей основой (кенгуру - кенгуренок, белый – беленький). Если же дериват по своему значению радикально отличается от производящего слова, то устанавливаются немодификационные (мутационные) типы лексической деривации (синий – синяк, перебежать – перебежчик).

    В современном языкознании словообразовательный тип (СТ0 принято считать основной, важнейшей единицей словообразовательной системы языка, ядром ее изучения. Такое положение словообразовательного типа в системе словообразования определяется тем, что СТ – это минимальная единица словообразовательной системы, в рамках которой элементы плана выражения соответствуют определенным планам содержания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: