Словообразовательная структура слова

         В лингвистической литературе термин «основа» используется не только для обозначения части слова, остающейся после отделения словоизменительных и формообразующих морфем; им обозначается также часть производного слова, которая остается после отделения от него словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем. Часть слова за вычетом словоизменительных, формо- и словообразующих морфем представляет собой основу соответствующего слова с точки зрения его словообразования, словообразовательной структуры, или словообразовательной парадигмы.

    Различают основы производные и непроизводные, которые находятся в отношении противопоставления друг к другу. Для производной основы характерным является: 1)ее членимость на отдельные морфемы, 2)ее зависимость как членимого целого от соответствующей непроизводной, 3)соответствие ее целостного значения как основы совокупности значений составляющих ее частей, 4)обозначение предмета действительности в целой серии слов последовательно, через установление определенной связи его с другими. Для непроизводной основы характерным является: 1)ее нечленимость с морфологической точки зрения, 2)ее всегда непосредственное, чисто условное и немотивированное с точки зрения современных семантико-словообразовательных связей обозначение предметов действительности. Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от соответствующей производной. Любая производная основа необходимо предполагает наличие аналогичной непроизводной, с которой она соотносится. Если почему-либо непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с данной производной, последняя теряет свой производный характер и переходит в разряд непроизводных основ.

    Каждое производное слово имеет свое производящее.

    Производящая основа – это основа, от которой действительно образована или осознается образованной та или иная производная. В качестве производящей основы могут выступать и непроизводная основа и производная (ЛЕС – ЛЕСок; СМЕЛЕТЬ – оСМЕЛЕТЬ); одна основа и несколько (ТВОй – по-ТВОему; Персональный Компьютер – ПК).           

    Производность находит отражение как в языке, так и в речи: различают дериваты языковые (системные и речевые /контекстуальные/). Системные дериваты («реальные» слова) построены в строгом соответствии со словообразовательными законами языка и фиксируются в словарях; воспроизводятся говорящими в ходе коммуникации. Среди к онтекстуальных дериватов, образуемых говорящими в речи, различают потенциальные слова и окказионализмы. Потенциальные слова – обычно не фиксируемые словарями дериваты типа возражатель, самосебязакрепляющие и др., создаваемые по мере необходимости в речи по образцам высокопродуктивных словообразовательных типов. Значение потенциального слова нефразеологично, оно без труда выводится как сумма значений производящей основы и словообразовательного форманта.

    Окказионализмы – это авторские новообразования, построенные в разговорной или художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставленные как «реальным», так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическим средством): вседолампочество, прошампаненный и др.

    Следует разграничивать производность с диахронической и синхронической точек зрения.

    Различают несколько видов производности. Прямая производность характерна для слов типа рисоватьНАрисоват ь, игла – иголКа; здесь прямое номинативное значение производящей основы непосредственно предопределяет лексическую семантику деривата. При переносной производности семантика деривата мотивирована переносным значением производящей основы. Метафорическая производность базируется на метафорическом значении производящего слова: собака – собачиться «грубо и громко браниться» (ср. собака -перен. «злой, грубый человек»). При метонимической производности наблюдается метонимическое расширение значения производящей основы: белый – белье (любого цвета).

    Производная основа вместе с производящей основой образуют словообразовательную пару.

    Словообразовательная структура производной основы - соотношение в производной основе двух элементов: производящей основы и словообразовательного форматах (кальк-ИРОВА-ть). Словообразовательная структура – единство формы и содержания. С формальной точки зрения производящая основа может быть представлена в производной основе как в полном виде: писа(ть) –писаТЕЛЬ, так и в усечённом: писа(ть)- писЕЦ. С семантической точки зрения словообразовательная структура представляет собой единство значения формата (называемого словообразовательным значением).

  Словообразовательное значение (СЗ) может быть определено как обобщённое, категориальное значение производных слов определённой словообразовательной структуры, устанавливаемое на основании семантического соотношения производных слов данной структуры с соответствующими производящими. Словообразовательное значение реализует когнитивный аспект производных слов и отражает особый способ представления знаний о реалиях. В СЗ фиксируются связи и отношения, существующие между элементами внеязыковой действительности. Это отношения типа: действие – деятель (рубить – рубщик), действие – место (печь – пекарня), действие – предмет/объект/ (записать – записка), действие – признак (заключить - заключительный) и др. Среди СЗ производных слов принято различать основные, общие значения и более узкие, частные значения, выделяемые в рамках основных СЗ. Основные СЗ характеризуются высокой степенью отвлеченности, обобщенности (пятиэтаж-К-а, бескозыр-К-а, электрич-К-а). Частные же словообразовательные значения являются менее отвлеченными, более конкретными и относятся к общим значениям как к родовым («уменьшительность» грибоОК, короб-ОК). Если значение слова в целом больше, чем сумма значений его составляющих, то выделяют фразеологический элемент значения (ночник – «лампа слабого освещения, зажигаемая на ночь», «тот, кто работает в ночное время»).

    Словообразовательный (словообразующий) формат (или дериватор) – элемент словообразовательной структуры производного слова, с помощью которого образовано производное; является носителем словообразовательного значения. Слово, имеющее только одно производящее, обладает только одной словообразовательной структурой. Во многих случаях производные слова имеют по два, реже по три и более производящих. Такие производные обладают соответственно двумя, тремя и более словообразовательными структурами. Понятия «множественность мотивации» и «множественность словообразовательной структуры» имеют существенные отличия, касающиеся объема охватываемых ими явлений. Множественность мотивации – способность производного слова иметь несколько мотивирующих (производящих): невесел-О 1 - невеселый и НЕ-весело 2 - весело. Множественность словообразовательной структуры слова обычно опирается на разные оттенки одного лексического значения или проявляется в рамках разных лексических значений одного и того же слова: игольч-АТ-ый 1 – иголка и иголь-ЧАТ-ый 2 – игл(а). Производные слова с множественной мотивацией обладают сложной системой значений, которая формируется на базе лексической семантики нескольких производящих во взаимодействии с различными словообразовательными значениями производных. Явление множественности структуры слова получило широкое распространение в системе аффиксального словообразования имен существительных, прилагательных, глаголов.

    Словообразовательная структура производного слова тесно связана с морфемной структурой слова, т.к. значительная часть производных слов современного русского языка характеризуется соотносительной словообразовательной и морфемной структурой (мор-е - мор-як-). Хотя членимость и производность являются понятиями соотносительными, все же они по-разному связаны с морфемной характеристикой слова: членимость шире производности (членимыми могут быть как производные, так и непроизводные слова); непроизводные слова могут быть как членимыми, так и нечленимыми.

Одним из важнейших вопросов словообразовательного анализа производной лексики является вопрос о способах словообразования производных слов. Необходимо строго различать способы словообразования с диахронической и синхронической точек зрения. В диахроническом словообразовании понятие способ словообразования служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) образовано производное слово, в синхронном словообразовании понятие способ словообразования используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или средств) выражается словообразовательное значение производного слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: