Аномия – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы, ценностей, обусловленных кризисом общества, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчуждённости человека от общества, апатии, разочаровании в жизни, преступности. Понятие «Аномия» введено Э. Дюркгеймом. Теория аномии разработана Р.К. Мертоном.
Вина – это самооценка человеком своих поступков, данное ощущение связано с внутренними переживаниями.
Девиантность – это поведение, не совпадающее с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе.
Депривация – (лат. – потеря, лишение) – психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Десоциализация – отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности.
Индивид (неделимый, конечный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов.
|
|
Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого (яркая, оригинальная, неповторимая, самобытная).
Контроль социальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления; он играет ключевую роль в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения путём наказания или исправления.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Нормы социальные – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций.
Поведение делинквентное – это тип поведения, в результате которого нарушаются формально установленные правовые нормы (законы).
Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых норм, ценностей, моделей поведения. Повторная социализация, переобучение.
Ретритизм – непринятие, уклонение от соблюдения норм и легитимных средств достижения цели. Ретритизм по Р. Мертону – тип девиантного поведения, выражающийся в отказе и от культурных целей, и от институциональных средств их достижения.
|
|
Ролевая концепция личности – это социологическая концепция, согласно которой личность рассматривается как совокупность выполняемых ею социальных ролей и функций.
Ролевой конфликт – это ситуация, в которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
Ролевой набор – это совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку.
Санкции – это социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.
Статус – это соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.), природными признаками (пол, возраст и т.д.), а также престижем и местом в структуре власти.
Статус достигаемый – это статус, приобретаемый индивидом благодаря его усилиям и требующий от него определенных способностей, знаний, квалификации, образования.
Статус предписанный – это статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся не индивидуальными способностями, а статусом, унаследованным от родителей.
Статус прирожденный – это положение индивида в обществе, обусловленное его социальным происхождением.
Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Стыд – это ощущение, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми.
Феральные люди – Дети джунглей («Маугли») – человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.
Человек – употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей (человек, человеческий род, человечество), отличающийся от иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.