Биография Александра Ивановича Покрышкина

Введение

"Мы служили России с тобою, Зная как нам она дорога, Направляя привычной рукою Меч, разящий в любого врага."

А. Рощупкин

Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием 20 века, определившим судьбы многих народов. Вопросы о ее предыстории, причинах, характере, периодизации, итогах были и остаются предметом дискуссий в научных, политических кругах и в общественном мнении. В России они приобрели особую остроту в связи с 60-летней годовщиной начала войны, и очевидно, что они будут продолжаться еще долгое время.

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть - посмертно), из них 104 - дважды, трое - трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.

Всего в военное время в сухопутных войсках было воспитано свыше восьми тысяч героев, в том числе 1800 артиллеристов, 1142 танкиста, 650 воинов инженерных войск, свыше 290 связистов, 93 воина ПВО, 52 воина войскового тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах - свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте - свыше 500 человек; партизан, подпольщиков и советских разведчиков - около 400; пограничников - свыше 150 человек. Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин - свыше 35%, офицеров - около 60%, генералов, адмиралов, маршалов - свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно).

Около 35% Героев Советского Союза в момент присвоения звания были в возрасте до 30 лет, 28% - от 30 до 40 лет, 9% - старше 40 лет.

Четыре Героя Советского Союза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко, командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллерист Н. И. Кузнецов - за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания Героя Социалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс. награждены орденами <http://www.otvoyna.ru/order.htm> и медалями. <http://www.otvoyna.ru/medal.htm>

Одним из выдающихся героев Великой Отечественной войны является Александр Иванович Покрышкин, летчик-истребитель, первый трижды Герой Советского Союза. Он прожил замечательную жизнь, начав ее простым сибирским пареньком и окончив всемирно известным Маршалом авиации. Все его достижения - это результат целеустремленности, твердости духа, колоссального труда, стойкости и храбрости в бою. Покрышкин стал национальным героем и его имя и подвиги должны знать и помнить все.

 

 


 


Биография Александра Ивановича Покрышкина

 

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье рабочего. Его отец, каменщик по специальности, в 1908 г. получил травму на стройке и стал инвалидом. После этого занимался случайным заработком. В семье было десять детей, из которых выжило семеро.

Саша Покрышкин рос как обычные деревенские ребята того времени. О самом сильном впечатлении детства Покрышкин пишет: «Десятилетним я увидел первый самолет. Это был агитсамолет, прилетевший в мой родной город… Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком. И эта мечта стала целью моей жизни. Вся она была подчинена претворению этой мечты в действительность. Но чтобы быть летчиком, надо иметь крепкое здоровье и высокую техническую грамотность. В школе меня мои соученики за мою еще в то время одержимость называли Сашка - летчик, чем я гордился».

В 1928 г. А.И. Покрышкин окончил семилетнюю школу, параллельно работая кровельщиком на стройках. В 1932 г. окончил Фабрично-заводское училище по специальности слесарь-инструментальщик. В этом же году он поступил на летное отделение Пермской военной авиационной школы. Однако здесь его вскоре ждало разочарование. Летное отделение в школе было закрыто, и все курсанты были переведены на отделение авиатехников. Таким образом, окончив в 1934 г. техническое образование, Покрышкин начинал служить старшим авиатехником авиазвена 74 стрелковой дивизии.

Но мечта стать летчиком не покидала Покрышкина. Он занимался в Аэроклубе, летал на планерах, усиленно занимался физкультурой, тренировался в стрельбе, т.е. всесторонне готовил себя к тому, чтобы стать летчиком. И его упорство было вознаграждено. В 1937 г. появился Приказ Наркома обороны СССР, разрешавший направлять лучших авиатехников для переучивания в летные школы. Решительность и целеустремленность Покрышкина позволили ему поступить в 1938 г. в одну из лучших в стране Качинскую школу летчиков. Окончив Школу в декабре 1939 г., А.И. Покрышкин в звании старшего лейтенанта поступил на службу младшим летчиком в 55-ый истребительный авиаполк. С этим полком Покрышкин начал свой путь летчика-истребителя в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г. Является членом КПСС с 1942 года.

После Великой Отечественной войны А. И. Покрышкин с отличием окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, а затем с золотой медалью Академию Генерального штаба. Был на ответственных военных постах в войсках ПВО. Избирался депутатом XIX - XXIV съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР восьми созывов, является автором книг «Небо войны» и «Крылья истребителя». В 1969 году ему присвоена ученая степень кандидата военных наук.

«Первые шаги»

 

С чего же началась боевая слава Покрышкина? Как выковывалось его высокое летное мастерство, как вырабатывались его новаторские поиски и открытия в тактике индивидуальных и групповых воздушных боев, его командирский талант? Мечта о полете в воздушном океане возникла в сознании юного Александра Покрышкина в тридцатые годы. В годы первых пятилеток страна обрела могучие крылья. Советские летчики, такие, как М. М. Громов, В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки; как первые Герои Советского Союза А. В. Ляпидевский, М. В. Водопьянов, Н. П. Каманин и другие; как первые мастера воздушных сражений, ставшие дважды Героями Советского Союза, - Я. В. Смушкевич, С. И. Грицевец, Г. П. Кравченко и их многочисленные крылатые сподвижники, на весь мир убедительно и зримо доказали силу отечественной авиации.

В те годы комсомол шел навстречу крылатой мечте молодежи, и тысячи комсомольцев по путевкам Ленинского Союза Молодежи шли в аэроклубы, летные школы, авиационные училища. И нет ничего удивительного в том, что слесарь одного из новосибирских заводов, двадцатилетний Александр Покрышкин, по путевке комсомола поехал в авиационную школу.

Только школа оказалась не летной, она готовила техников. Первое разочарование в самом начале пути! Добился приема у начальника школы, тот успокоил: учись, стань хорошим знатоком техники, а мечта о полетах выведет тебя в стратосферу, поверь! И Покрышкин поверил.

Успешно окончив школу, он стал работать авиационным техником. В часы подготовки машины к вылету подолгу сидел в кабине, запускал двигатель, выводил его на различные режимы работы, следил за показаниями приборов, брал ручку управления на себя и от себя, давил то левую, то правую ножную педаль, мысленно взмывал в бездонную синеву неба. А небо звало властно, призывно.

Начальники на рапорты о переводе в летное училище отвечали односложно: отказать. Пришлось пробиваться своим, особым путем. Приобрел гору учебников по самолетовождению, пилотированию, аэродинамике и штудировал их долгими вечерами. Весной 1938 года Александр смело явился к начальнику Краснодарского аэроклуба, высказал свою мечту. Тот удивился: авиатехник в щеголеватой синей военной форме с двумя кубиками в петлицах, просится в аэроклуб, сугубо гражданский, осоавиахимовский! Такого еще не бывало. И о чем просит? Всего за один месяц отпуска хочет сдать и теорию и практические полеты за весь курс обучения. Наверное, очень горячо и настойчиво просил Александр Покрышкин начальника аэроклуба, потому что тот уступил, хотя в душе был уверен в несбыточности намеченного.

Да, этот месяц был для Александра Покрышкина жарким, трудным. Он сдал все зачеты по теории, поднялся на планере, прыгнул с парашютом, вылетел самостоятельно по кругу на самолете ПО-2 и закончил всю летную программу с отличной оценкой. Инструкторы отметили, что учлет Покрышкин хорошо чувствует самолет.

Вернулся в часть с удостоверением об окончании аэроклуба. Написал еще один рапорт. На этот раз начальники единодушно решили: послать воентехника 2-го ранга Покрышкина в летное училище.

Знаменитая «Кача» - Качинская авиационная школа летчиков была окончена, как и аэроклуб, на «отлично». Покрышкину предложили остаться работать в школе инструктором, но он попросил направить его в строевую часть. Прав оказался начальник авиационно-технической школы: бывшему технику самолет-истребитель давался легче, чем другим летчикам.

Маневренный пилотаж в воздушном бою был освоен. Для Покрышкина это означало лишь вступление на длительный путь поиска и эксперимента, совершенствования и шлифовки тактических приемов. Особое пристрастие Покрышкина - разработка тактических приемов воздушного боя. Он осмысливает существующие типовые атаки, анализирует их, до конца выясняет летно-тактические возможности своего самолета и затем ведет учебные воздушные бои с опытными летчиками полка. Другая составная формула победы - огонь. Покрышкин хорошо знал: как ни маневрируй, с каким искусством ни пилотируй самолет, но если не умеешь метко вести огонь из бортового оружия, не видать победы. Только снайперский огонь, разящий врага намертво, должен венчать атаку. В те годы летчики учились стрельбе по конусу на попутно пересекающихся курсах. Сначала у Покрышкина не все шло гладко. Маловато пробоин насчитывали в конусе после его стрельбы, а иногда и вовсе их не было. Стал тренироваться на земле, засел за расчеты, научился с математической точностью определять дистанцию открытия огня, нашел оптимальное исходное положение для ведения огня с предельно короткой дистанции. Тренировал глазомер, руки, нервы. И упорная, настойчивая учеба дала отличные результаты.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: