1.Укажите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении:
[За волшебной тучкой[ [спряталась ночь], и [на тихую землю] [медленно спустилось] [розовое утро].
Алгоритм выполнения задания:
1. Установить тип связи между словами в предложенных вариантах.
за тучкой (какой?) волшебной – подчинительная связь;
ночь (что сделала?) спряталась – грамматическая основа предложения не является словосочетанием;
на землю (какую?) тихую – подчинительная связь;
спустилось (как?) медленно – подчинительная связь;
утро (какое?) розовое – подчинительная связь.
2. Определить тип подчинительной связи в словосочетаниях:
за тучкой (какой?) волшебной – окончание зависимого слова - ой; главное и зависимое слово согласуются в ед.ч., ж.р., Т.п.; тип связи – согласование.
на землю (какую?) тихую – окончание зависимого слова - ую; главное и зависимое слово согласуются в ед.ч., ж.р., В.п.; тип связи – согласование;
спустилось (как?) медленно – зависимое слово выражено неизменяемой частью речи - наречием; тип связи – примыкание.
утро (какое?) розовое – окончание зависимого слова - ое; главное и зависимое слово согласуются в ед.ч., ср.р., И.п.; тип связи – согласование..
3. Выбрать правильный вариант ответа.
Ответ: медленно спустилось.
Укажите типы связи между словами
1. интересная книга
2. книги и тетради
3. читать книгу
4. читать и переводить
5. интересно читать
а) сочинительная связь
б) подчинительная связь
Ответ: 1, 3, 5 – б; 2,4 – а
Выражения «интересная книга», «читать книгу», «интересно читать» являются словосочетаниями, т.к. между словами подчинительная связь, можно задать вопрос от главного слова к зависимому:
книга (какая?) интересная,
читать (что?) книгу,
читать (как?) интересно.
А выражения «книги и тетради», «читать и переводить» имеют сочинительную связь между словами, нельзя выделить главное и зависимое, нельзя задать вопрос от одного слова к другому, поэтому эти выражения не являются словосочетаниями.
Сегодня на уроке мы узнаем виды подчинительной связи слов в словосочетании и научимся выполнять синтаксический разбор словосочетания.