Тема: Способы диагностики результатов продуктивной деятельности дошкольников

План:

1.Методы диагностики продуктивной деятельности и их характеристика.

2.Критерии и показатели сформированности знаний, умений, навыков и творческих

способностей дошкольников   в продуктивной деятельности.

1. В связи с теоретическим и практическим расшире­нием понятия «одаренный

ребенок» и проблемой распо­знавания одаренных и талантливых детей в самых

раз­ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае­мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите­лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связан­ный с динамикой их развития, и его эффективное осу­ществление невозможно посредством какой-либо одно­разовой процедуры тестирования.                     

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессеустановления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестированиязна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев. На практике наибо­лее широко используется характеристикатворчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966).Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений.Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро­слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия примени­тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч­ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980) Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестведополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного воз­раста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвиже­ния в каком-либо помещении. Качественные показате­ли, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов:легкость, гиб­кость, точность и оригинальность мышления.

2. Для изучения уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», разработанная доктором педагогических наук Т.С. Комаровой.

 

Диагностика состоит из двух частей: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

2. Передача формы:

- форма передана точно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

- части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдаются;

- есть незначительные искажения;

- пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

- по всему листу;

- на полосе листа; не продумано,

- носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изображений, состав­ляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- есть незначительные искажения;

- пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Цвет (в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

- передан реальный цвет предметов;

- цветовая гамма определенного вида;

- есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы;

- цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответ­ствующей замыслу и выразительности изображения:

- многоцветная или ограниченная гамма - цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

- адекватно реагирует на замечания взрослого, стре­мится исправить ошибки, неточности;

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедля­ется или вовсе прекращается);

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

- адекватна;

- не адекватна (завышенная, заниженная);

- отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

2. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с во­просами;

- требуется незначительная помощь;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

3. Творчество:

а) продуктивность – количество кругов, оформленных ребенком в образы; (каждый круг, оформленный в образ получает один балл)

б) оригинальность изображения;

(предмет наделен оригинальным образным содержанием без повторов – 3 балла, допускается практически буквальное повторение – 2 балла, задание выполнено не до конца и небрежно – 1 балл).

в) тщательность выполнения изображения;

(предмет нарисован и закрашен точно – 3 балла, есть нарушения в технике рисования и закрашивания – 2 балла, передана только общая форма – 1 балл).

По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:

Первый - 3 балла,

Второй - 2 балла,

Третий - 1 балл.

Выводы об уровне оценки:

Высокий уровень – 32-42 баллов.

Средний уровень – 21-31 балла.

Низкий уровень – 0-20 баллов.

 

 

Вопросы для анализа занятия по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Вид изобразительной деятельности.

2. Тема, программное содержание, их соответствие программным требованиям и возрасту детей.

3. Подготовка воспитателя к занятию: обеспечение детей материалами и оборудованием. Наличие наглядных пособий, их соответствие требованиям.

4. Отметить, какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям.

5. Обратить внимание на действия воспитателя по формированию восприятия детей во время обследования предмета.

6. Какие методы и приёмы использовались на занятии. Отметить ведущий метод на занятии, его соответствие поставленным задачам.

7. Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано?

8. Отметить технические навыки детей и действия воспитателя по их развитию.

9. Вызвало ли занятие интерес у детей?

10. Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?

11. Отметить распределение внимания воспитателя на всех детей.

12. Отметить в какой форме проводился анализ детских работ?

13. Чему научило вас это занятие?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: