Рекомендации для проверки усвоенного материала. Вопросы для обсуждения на семинарах. Практические задания для самостоятельной работы

1. Что такое устная история? Найдите в тексте ее определения. Обсудите дискуссионные моменты. Выскажите свое мнение.

2. Назовите условия, причины, факторы возникновения и формирования устной истории как самостоятельного направления исторических исследований. Какую роль сыграли в развитии теории, методологии, концепций исторических исследований второй половины XX столетия, в том числе становлении устной истории, так называемые перевороты – социологический, лингвистический, антропологический и др.? В чем проявилось влияние каждого из них на методы, технологии, исследовательский инструментарий устной истории?

3. Каковы основные подходы устной истории к изучению исторического прошлого? Порассуждайте над предлагаемыми устной историей принципами изучения исторической действительности: «человек в истории», «история в человеке», «человеческое измерение истории». Как они соотносятся с принципами других методологических подходов – «формационного» и «модернизациейного»?

4. Какую роль в формировании устной истории как самостоятельной дисциплины, по вашему мнению, сыграли ее теоретико-методологические принципы — «история изнутри», «история снизу»? Как вы понимаете используемый в исторических исследованиях термин «безгласое» («безгласное») или «безмолвствующее» («немотствующее») большинство? Как устные историки объясняют акцентуацию на оценках, мнениях, представлениях о прошлой жизни «немотствующего» большинства?

5. Как и почему можно использовать устную историю в научно-исследовательской работе студентов и школьников?

6. Есть расхожее мнение, что устная история в европейских странах сформировалась в русле послевоенного массового протестного движения середины XX в. Приведите аргументы в пользу или против этого мнения. Соотносится ли это утверждение с вашими представлениями? Соответственно, можете вы согласиться с оценкой демократического характера устной истории в странах Западной Европы и элитарности в США? Поищите доказательства в пользу своего мнения. Проанализируйте американские традиции элитарной устной истории и европейских традиций демократической устной истории. Как они сопрягаются между собой?

 

Рекомендуемая литература

1. Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества / отв. ред. М. В. Лоскутова. М., 2006.

2. Томпсон П. 2003. Устная история.

3. М. Урсу Д. П. 1989. Методологические проблемы устной истории. Источниковедение отечественной истории, с. 3–32. М. 

4. Фольклор Великой Отечественной войны: сб. науч. тр. / под ред. О. Е. Лебедевой и М. В. Строганова. Тверь, 2005.

5. Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003.

6. Les, archives orales // Annales. – 1980. – № 1.

7. Oral History Association (US) [Электронный ресурс] – URL: http://www. dickinson.edu/oha.

8. Oral history projects. Helping your application. - Cardiff, 2004. - P. 5

9. Stephen E. Everett Oral history techniques and procedures // Center of Military History. United States Army. – Washington, D. C., 1992. – P. 3.

10. What is Oral history – Indiana: Indiana University Center for the Study of History and Memory [Электронный ресурс] – URL: http://www.indiana. edu.

11. What is Oral history [Электронный ресурс] – New York: Oral History Research Office, Columbia University. – URL: http://www.columbia.edu/cu/libraries/ indiv/oral/summer.html.

12. What is Oral history [Электронный ресурс] – Ottawa: Canadian Oral History Association. – URL: http://www.ncf.carleton.ca/oral-history.

13. What is Oral history [Электронный ресурс] // Oral History Society (UK). – URL: http://www.oralhistory.org.uk.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: