Г. Группа МИД-18, МИВ-18

Гармония

Г. Группа МИИ-18

Тема: Субдоминантсептаккорд SII7

SII7 и его использование в проходящих и внутрифункциональных оборотах


1.Определение и обозначение. Интервальный состав
Септаккорд II ступени называется, как главный септак­корд группы, — субдоминантсептаккрдом. Его обозна­чение SII7 (в миноре — sII7).
Интервальный состав субдоминантсептаккорда:
а) в натуральном мажоре — малая терция, чистая квинта и малая септима (то есть минорное трезвучие с малой септимой);
б) в миноре и гармоническом мажоре — малая терция, умень­шенная квинта и малая септима (то есть уменьшенное трезвучие с малой септимой):


2.Обращение SII7. Преобладание квинтсекстаккорда
Как и всякий другой септаккорд, SII7 имеет три обращения:
C-dur (moll)

Самый распространенный из всех четырех видов этого аккор­да — квинтсекстаккорд (SII65). Этот аккорд объединяет в себе функционально родственные — главное трезвучие субдоминанто­вой группы (S) и секстаккорд SII. Поэтому SII65 — квинтсекст­аккорд— и получил название «субдоминанты с прибавленной секстой». Его другое возможное обозначение: S65 (субдоминанто­вый квинтсекстаккорд).
3.Приготовление субдоминантсептаккорда и его обращений
Аккорды SII7 вводятся после тонической или более простой субдоминантовой гармонии, то есть Т, Т6, Te4, S, S6, TSVI, в гар­моническом соединении (чаще с приготовленной септимой), и после SII и SII6 (в том числе с проходящей септимой)

4.Разрешение SII7 в трезвучие D
Разрешение SII7 в доминантовое трезвучие происходит анало­гично разрешению D7 в Т:
а) септима ведется на ступень вниз;
б) терция ведется на ступень вверх, а в основном септаккорде чаще на терцию вниз;
в) квинта ведется на ступень вниз;
г) основной звук в трех верхних голосах остается на месте, а в басу ведется скачком в приму D (квартовый ход).
В результате SII7, SII65 и SII43 разрешаются в основное трезву­чие D, a SII2— в D6:

5. Разрешение в кадансовый квартсекстаккорд
Любой вид SII7, кроме секундаккорда, может быть разрешен в кадансовый квартсекстаккорд. В этом случае септима его остается на месте, образуя диссонирующий звук К64 (кварту):


6. Разрешение SII7 в Т. Все виды SII7 могут быть разрешены в соответствующие виды тонического трезвучия: септима остается на месте, остальные го­лоса ведутся преимущественно плавно.
SII7 разрешается в Т6.

SII65 разрешается в Т (наиболее употребительный прием, осо­бенно в плагальных каденциях).

SII65 разрешается в Т6.

SII65 разрешается в Т64 (проходящий).

SII43 разрешается в Т64 (проходящий), реже в Т:

При различных разрешениях SII7 и его обращений возможны скачки на общих основаниях; септима обязательно ведется на ступень вниз или остается на месте; между крайними голосами не должно быть скрытых квинт или октав.
7. Переход SII7 в D7 и его обращения.

Аккорды SII7 и sII7 очень часто переходят в доминантсептаккорд и его обращения. Нормы голосоведения здесь следующие: септима и квинта SII7 идут поступенно вниз, два остальных звука остаются на месте в качестве общих звуков обоих аккор­дов. При таком голосоведении SII7 обязательно переходит в D43 (и наоборот —SII43 в D7), a SII65 в D2 (и наоборот SII2 в D65):



В результате получается последование из двух правильно подготовленных диссонирующих созвучий (септ­аккордов), в конечном итоге разрешающихся в тонику мажора или минора. Если в этом последовании применять D7 в неполном виде, то SII7 может перейти в неполный D7 скачком в басу от примы SII7 к приме D7:

8. SII7 в оборотах с проходящими аккордами.

Субдоминантсептаккорд может быть введен в обороты с прохо­дящими аккордами Т, Т6/4 или TSVI64. Окружение этих аккордов может быть однородное или неоднородное. Существенно лишь дви­жение баса по секундам:

9. Секундаккорд II ступени.

Секундаккорд II ступени (SII2) вводится чаще всего после ос­новного трезвучия SII (проходящая септима в басу) и разрешает­ся в D6 или D65.
Кроме того, он нередко применяется как вспомогательный, в окружении тонического трезвучия:


10. Практические указания.

Аккорд SII7 с обращениями может быть применен вместо более простых видов субдоминанты — S и SII, если намечаемое движение заданного голоса соответствует правильному разрешению или пе­реходу SII7.
В тех случаях, когда основной звук (II ступень гаммы) идет в мелодии на узкий интервал (на секунду, терцию) вниз, аккорд II ступени следует брать без септимы (обычно— SII6), так как септаккорд здесь правильно разрешить нельзя.
Пример гармонизации:




























Задания

1.Изучить тему «Субдоминантсептаккорд»

Литература: Дубовский И. Учебник Гармония

2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)

Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии

3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях E-dur, cis –moll

Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано

 

Г. Группа МИИ-18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: