Гармония
Г. Группа МИИ-18
Тема: Субдоминантсептаккорд SII7
SII7 и его использование в проходящих и внутрифункциональных оборотах
1.Определение и обозначение. Интервальный состав
Септаккорд II ступени называется, как главный септаккорд группы, — субдоминантсептаккрдом. Его обозначение SII7 (в миноре — sII7).
Интервальный состав субдоминантсептаккорда:
а) в натуральном мажоре — малая терция, чистая квинта и малая септима (то есть минорное трезвучие с малой септимой);
б) в миноре и гармоническом мажоре — малая терция, уменьшенная квинта и малая септима (то есть уменьшенное трезвучие с малой септимой):
2.Обращение SII7. Преобладание квинтсекстаккорда
Как и всякий другой септаккорд, SII7 имеет три обращения:
C-dur (moll)
Самый распространенный из всех четырех видов этого аккорда — квинтсекстаккорд (SII65). Этот аккорд объединяет в себе функционально родственные — главное трезвучие субдоминантовой группы (S) и секстаккорд SII. Поэтому SII65 — квинтсекстаккорд— и получил название «субдоминанты с прибавленной секстой». Его другое возможное обозначение: S65 (субдоминантовый квинтсекстаккорд).
3.Приготовление субдоминантсептаккорда и его обращений
Аккорды SII7 вводятся после тонической или более простой субдоминантовой гармонии, то есть Т, Т6, Te4, S, S6, TSVI, в гармоническом соединении (чаще с приготовленной септимой), и после SII и SII6 (в том числе с проходящей септимой)
4.Разрешение SII7 в трезвучие D
Разрешение SII7 в доминантовое трезвучие происходит аналогично разрешению D7 в Т:
а) септима ведется на ступень вниз;
б) терция ведется на ступень вверх, а в основном септаккорде чаще на терцию вниз;
в) квинта ведется на ступень вниз;
г) основной звук в трех верхних голосах остается на месте, а в басу ведется скачком в приму D (квартовый ход).
В результате SII7, SII65 и SII43 разрешаются в основное трезвучие D, a SII2— в D6:
5. Разрешение в кадансовый квартсекстаккорд
Любой вид SII7, кроме секундаккорда, может быть разрешен в кадансовый квартсекстаккорд. В этом случае септима его остается на месте, образуя диссонирующий звук К64 (кварту):
6. Разрешение SII7 в Т. Все виды SII7 могут быть разрешены в соответствующие виды тонического трезвучия: септима остается на месте, остальные голоса ведутся преимущественно плавно.
SII7 разрешается в Т6.
SII65 разрешается в Т (наиболее употребительный прием, особенно в плагальных каденциях).
SII65 разрешается в Т6.
SII65 разрешается в Т64 (проходящий).
SII43 разрешается в Т64 (проходящий), реже в Т:
При различных разрешениях SII7 и его обращений возможны скачки на общих основаниях; септима обязательно ведется на ступень вниз или остается на месте; между крайними голосами не должно быть скрытых квинт или октав.
7. Переход SII7 в D7 и его обращения.
Аккорды SII7 и sII7 очень часто переходят в доминантсептаккорд и его обращения. Нормы голосоведения здесь следующие: септима и квинта SII7 идут поступенно вниз, два остальных звука остаются на месте в качестве общих звуков обоих аккордов. При таком голосоведении SII7 обязательно переходит в D43 (и наоборот —SII43 в D7), a SII65 в D2 (и наоборот SII2 в D65):
В результате получается последование из двух правильно подготовленных диссонирующих созвучий (септаккордов), в конечном итоге разрешающихся в тонику мажора или минора. Если в этом последовании применять D7 в неполном виде, то SII7 может перейти в неполный D7 скачком в басу от примы SII7 к приме D7:
8. SII7 в оборотах с проходящими аккордами.
Субдоминантсептаккорд может быть введен в обороты с проходящими аккордами Т, Т6/4 или TSVI64. Окружение этих аккордов может быть однородное или неоднородное. Существенно лишь движение баса по секундам:
9. Секундаккорд II ступени.
Секундаккорд II ступени (SII2) вводится чаще всего после основного трезвучия SII (проходящая септима в басу) и разрешается в D6 или D65.
Кроме того, он нередко применяется как вспомогательный, в окружении тонического трезвучия:
10. Практические указания.
Аккорд SII7 с обращениями может быть применен вместо более простых видов субдоминанты — S и SII, если намечаемое движение заданного голоса соответствует правильному разрешению или переходу SII7.
В тех случаях, когда основной звук (II ступень гаммы) идет в мелодии на узкий интервал (на секунду, терцию) вниз, аккорд II ступени следует брать без септимы (обычно— SII6), так как септаккорд здесь правильно разрешить нельзя.
Пример гармонизации:
Задания
1.Изучить тему «Субдоминантсептаккорд»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях E-dur, cis –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18