Тема: менее употребительные аккорды доминантовой группы


СЕКСТАККОРД УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ VII СТУПЕНИ (DVII6)
1. Предварительные сведения. Уменьшенное трезвучие DVII применяется почти исключитель­но в виде секстаккорда. DVII6 по звучности близко напоминает D43 отличаясь от него только отсутствием основного звука доминанты.
2. Удвоение. В DVII6 удваивается преимущественно басовый звук, то естьтерция трезвучия или, реже, квинта; основной звук, как вводный (доминантовая терция), не удваивается.
3.Применение вводного секстаккорда. Важнейшие случаи применения DVII6 связаны с определенны­ми мелодическими оборотами.
DVII6 применяется в качестве проходящего между тоникой и ее секстаккордом (или в обратном направлении), примерно в тех же условиях, что и проходящий D6/4:

Кроме того, если какой-нибудь из трех верхних голосов (чаще всего сопрано) движется от терции субдоминантового трезвучия (VI ступени гаммы) через вводный звук к тонике (VI—VII—I), то правильное соединение субдоминанты с доминантой оказывает­ся затруднительным из-за восходящего движения данного голоса. В таком мелодическом обороте доминантовое трезвучие заме­няется вводным секстаккордом:


Примечание. Однако в том же обороте возможен и D7, а особенно — D2 и D43:

В миноре перед DVII6 чаще берется мажорная субдоминан­та (мелодический минор), чтобы избежать хода на увеличенную секунду между субдоминантовой терцией и вводным звуком:

ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ МАЖОРА (DTIII)
4. Предварительные сведения. Взарубежной классической музыке трезвучие DTIII встречает­ся довольно редко, — очевидно, вследствие недостаточной функ­циональной определенности (двойственности, вызываемой нали­чием в этом аккорде, наряду с вводным звуком, также и тоничес­кой терции). В русской же и славянской (Ф. Шопен) музыке DTIII получил более широкое и свободное применение.
Двойственность аккорда DTIII уменьшает напряженность тя­готения его квинты и позволяет использовать после этого аккорда субдоминанту (как после тоники).

5. Применение трезвучия DTIII. Наиболее характерно применение трезвучия DTIII для гармо­низации VII ступени гаммы, идущей на ступень вниз (силя в До мажоре). Аккорду DTIII предшествует основное тоническое трезвучие или же TSVI; после аккорда DTIII обычно следует ос­новное субдоминантовое трезвучие (иногда TSVI):


Для русской классической музыки характерно применение DTIII также и в роли доминанты натурального параллельного ми­нора с разрешением в TSVI (как бы в свою тонику) или в Т, — как одно из проявлений ладопеременной системы:

Встречается также последование от DTIII к Т через проходя­щий D43.


Примечание. Прием этот находит себе наибольшее применение при сме­не тональностей.
ДОМИНАНТА С СЕКСТОЙ

6. Предварительные сведения. В основном доминантовом трезвучии мажора и минора квинта может быть заменена секстой (считая от баса), при оставлении прежнего удвоения басового звука:

Это созвучие располагается по терциям от III ступени гаммы, то есть является как бы секстаккордом DTIII. Секста, заменяющая квинту, помещается почти всегда в верх­нем голосе (условия голосоведения).
В основном доминантсептаккорде (иногда в D65 и D2) возмож­на такая же замена квинты секстой, тоже, как правило, в верхнем голосе. От такой замены образуется созвучие, по терциям не рас­полагающееся:

7. Условия применения доминанты с секстой
Замена в доминанте квинты секстой особенно характерна для каденции. После субдоминантовой или тонической гармонии или К64 доминанта может вступить прямо с секстой, которая затем разрешается в квинту, как задержание:

В этом случае доминанта с секстой как бы заменяет К6/4 (а по­сле самого К64 повторяет его с разрешенной квартой и задержан­ной еще секстой).
Доминанта может вступить в виде трезвучия или септаккорда, квинта которого на фоне выдержанного или повторяемого аккорда переходит затем в сексту. В таком обороте секста служит как бы предъемом к следующей затем тонической гармонии (Т, TSVI):


Доминанта с секстой может непосредственно разрешаться в Т и TSVI, — без предварительного разрешения сексты в квинту. Сек­ста (III ступень гаммы) ведется на терцию вниз (в I ступень) или остается на месте; изредка она идет на терцию вверх (в тониче­скую квинту):

Пример гармонизации:




















Задания

1.Изучить тему «Менее употребительные аккорды доминантовой группы»

Литература: Дубовский И. Учебник Гармония

2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)

Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии

3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях B-dur, c –moll

Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано

Г. Группа МИИ-18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: