СЕКСТАККОРД УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ VII СТУПЕНИ (DVII6)
1. Предварительные сведения. Уменьшенное трезвучие DVII применяется почти исключительно в виде секстаккорда. DVII6 по звучности близко напоминает D43 отличаясь от него только отсутствием основного звука доминанты.
2. Удвоение. В DVII6 удваивается преимущественно басовый звук, то естьтерция трезвучия или, реже, квинта; основной звук, как вводный (доминантовая терция), не удваивается.
3.Применение вводного секстаккорда. Важнейшие случаи применения DVII6 связаны с определенными мелодическими оборотами.
DVII6 применяется в качестве проходящего между тоникой и ее секстаккордом (или в обратном направлении), примерно в тех же условиях, что и проходящий D6/4:
Кроме того, если какой-нибудь из трех верхних голосов (чаще всего сопрано) движется от терции субдоминантового трезвучия (VI ступени гаммы) через вводный звук к тонике (VI—VII—I), то правильное соединение субдоминанты с доминантой оказывается затруднительным из-за восходящего движения данного голоса. В таком мелодическом обороте доминантовое трезвучие заменяется вводным секстаккордом:
|
|
Примечание. Однако в том же обороте возможен и D7, а особенно — D2 и D43:
В миноре перед DVII6 чаще берется мажорная субдоминанта (мелодический минор), чтобы избежать хода на увеличенную секунду между субдоминантовой терцией и вводным звуком:
ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ МАЖОРА (DTIII)
4. Предварительные сведения. Взарубежной классической музыке трезвучие DTIII встречается довольно редко, — очевидно, вследствие недостаточной функциональной определенности (двойственности, вызываемой наличием в этом аккорде, наряду с вводным звуком, также и тонической терции). В русской же и славянской (Ф. Шопен) музыке DTIII получил более широкое и свободное применение.
Двойственность аккорда DTIII уменьшает напряженность тяготения его квинты и позволяет использовать после этого аккорда субдоминанту (как после тоники).
5. Применение трезвучия DTIII. Наиболее характерно применение трезвучия DTIII для гармонизации VII ступени гаммы, идущей на ступень вниз (си — ля в До мажоре). Аккорду DTIII предшествует основное тоническое трезвучие или же TSVI; после аккорда DTIII обычно следует основное субдоминантовое трезвучие (иногда TSVI):
Для русской классической музыки характерно применение DTIII также и в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в TSVI (как бы в свою тонику) или в Т, — как одно из проявлений ладопеременной системы:
Встречается также последование от DTIII к Т через проходящий D43.
Примечание. Прием этот находит себе наибольшее применение при смене тональностей.
ДОМИНАНТА С СЕКСТОЙ
|
|
6. Предварительные сведения. В основном доминантовом трезвучии мажора и минора квинта может быть заменена секстой (считая от баса), при оставлении прежнего удвоения басового звука:
Это созвучие располагается по терциям от III ступени гаммы, то есть является как бы секстаккордом DTIII. Секста, заменяющая квинту, помещается почти всегда в верхнем голосе (условия голосоведения).
В основном доминантсептаккорде (иногда в D65 и D2) возможна такая же замена квинты секстой, тоже, как правило, в верхнем голосе. От такой замены образуется созвучие, по терциям не располагающееся:
7. Условия применения доминанты с секстой
Замена в доминанте квинты секстой особенно характерна для каденции. После субдоминантовой или тонической гармонии или К64 доминанта может вступить прямо с секстой, которая затем разрешается в квинту, как задержание:
В этом случае доминанта с секстой как бы заменяет К6/4 (а после самого К64 повторяет его с разрешенной квартой и задержанной еще секстой).
Доминанта может вступить в виде трезвучия или септаккорда, квинта которого на фоне выдержанного или повторяемого аккорда переходит затем в сексту. В таком обороте секста служит как бы предъемом к следующей затем тонической гармонии (Т, TSVI):
Доминанта с секстой может непосредственно разрешаться в Т и TSVI, — без предварительного разрешения сексты в квинту. Секста (III ступень гаммы) ведется на терцию вниз (в I ступень) или остается на месте; изредка она идет на терцию вверх (в тоническую квинту):
Пример гармонизации:
Задания
1.Изучить тему «Менее употребительные аккорды доминантовой группы»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях B-dur, c –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18