Музыкальная импровизация

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество. К импровизации относят жанр экспромта.

Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловливает архитектоническую незамкнутость формы.

Импровизация господствует в фольклоре, музыке неевропейских культур, она получила широкое распространение также на раннем этапе европейской профессиональной музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (церковные лады), оставляя их конкретное воплощение в напевах отчасти на долю импровизации. Дифференциация системы музыкальных жанров и соответствующих нормативов привела в XI веке к отделению исполнительства от композиции. Однако импровизация сохранилась в виде исполнительского искусства орнаментики, которое подразумевалось при неполной нотной фиксации опуса.

Вместо импровизации появилось искусство интерпретации. В творчестве композитора и интерпретатора импровизация существует в «снятом» виде: на подготовительном этапе формирования музыкальных образов; в нюансах исполнения авторского текста.

В XVII—XVIII вв. исполнительская импровизация сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инструментальных концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В конце XVIII — 1-й пол. XIХ вв. в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов.

В XX веке импровизация возродилась в фольклорном по генезису искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в нач. XX века, музыкально-воспитательных упражнения для детей Э. Жак-Далькроза, К. Орфа). С 1950-х гг. импровизация стала опорным принципом в т. н. открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. Некоторые музыкальные жанры сохранили названия, указывающие на их историческую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, импровизация). Современные композиторы продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях. К импровизации относят жанр экспромта

Свободная импровизация

Свобо́дная импровиза́ция (англ. Free improvisation) — музыкальная импровизация, которая реализуется без каких-либо изначально заданных правил, то есть не ограничена никакими жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.

Для более точного определения смыслового содержания понятия «свободная импровизация» английский гитарист-импровизатор Дерек Бейли (англ. Derek Bailey) предложил термин «неидиоматическая импровизация» («non-idiomatic improvisation»

Интуитивная музыка

 

Интуити́вная му́зыка (англ. Intuitive music) — одна из форм спонтанной музыкальной импровизации на основе экспромтного звукового воплощения какой-либо идеи, которая изначально может быть выражена в виде слов, графики, пластики или каким-либо иным способом.

Термин «интуитивная музыка» был введён в 1968 году немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном.

Понятие «интуитивная музыка», в качестве определения открытой формы композиции, имеет сходство с понятием «свободная импровизация», но в своём определении Штокхаузен особо подчёркивает именно медитационный аспект интуитивной музыки.

Концепция интуитивной музыки Штокхаузена основана на его духовно-эзотерических воззрениях:

Музыка связана с герметической традицией долгими и тесными отношениями. Музыка в данном её преломлении бывает двух видов: musica speculativa и musica practica. Вот два великих влияния, исходящих от Пифагорейской школы: первое – то, что Космос основан на числе, и второе – что музыка имеет воздействие на душу и тело. Эти влияния и лежат в сердце спекулятивной и практической музыки соответственно.

К интуитивным произведениям Штокхаузена относятся, например циклы «Из семи дней» («Aus den sieben Tagen», пятнадцать текстов интуитивной музыки, 1968), «Из грядущих времён» («Für kommende Zeiten», семнадцать текстов интуитивной музыки, 1968—1970) и др

Медитационная музыка

Медитацио́нная му́зыка (англ. Meditation music) — музыка, которая предназначена для использования в различных медитационных практиках как сугубо религиозного, так и внеконфессионального характера.

Медитационной (или «медитативной») принято называть также музыку, которая располагает слушателей к сосредоточенно-углублённой интроспекции[1].

История

До новейшего времени медитационная музыка всегда имела конкретное религиозное содержание, но уже начиная с первой половины XX века медитационной (или «медитативной») стали называть также и музыку некоторых композиторов.

Так, например, вполне медитационными можно считать многие органные произведения Оливье Мессиана, а также его «Quatuor pour la fin du temps» («Квартет на конец света», 1941).

Ну а в степени ещё большей медитационность свойственна музыке композиторов «Авангарда — 2».

В частности, хорошо известно об увлечении Джона Кейджа идеями дзен-буддизма, что нашло своё отражение в творческом методе Кейджа, основанном на принципе случайности.

Истоки этого принципа следует искать в древне-китайском трактате И-Цзин — «Книге перемен», по которой можно было гадать с помощью монетки или веточки тысячелистника. Этот способ постижения реальности и стал предтечей алеаторики — метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения  подчинена более или менее управляемой случайности, порождающей определённые медитационные состояния:

«Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации…»

                                                                              — Дж. Кейдж

Следование медитативным принципам музыкальной композиции хорошо прослеживается и в таких произведениях Кейджа, как Воображаемый ландшафт No. 3 (1942), Opening Dance (Entrance, 1942), Ad Lib (1943), Prelude for Meditation, (1944), 4’33 (1952), Imaginary Landscape No. 4 for twelve radios (Radio Music, 1956), Music for…, any combination of 1-17 instrumental parts (1984) и других.

Но окончательно алеаторика сформировалась уже в творчестве Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена, многие музыкальные произведения которого тоже являются медитационными. В частности, это можно сказать о следующих произведениях Штокхаузена: Klavierstück XI (1957), Mantra (для двух фортепиано, вуд-блоков, кроталей и двух кольцевых модуляторов, 1969—1970), «Транс» (для оркестра и магнитофонной плёнки, 1971), «Инори» («Поклонение», для мимов-солистов и оркестра, 1973—1974), «Знаки Зодиака» («Tierkreis», двенадцать мелодий для мелодического и/или гармонического инструмента, 1975), «Сириус» (для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки, 1975—1977), а также о всех произведениях из его циклов интуитивной музыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: