Тема 1. (5 ч.) Песни народов мира

Класс. МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

1 класс.Тема 1. (3 ч.) Мир музыкальных звуков.

№п/п Дата урока (план) Дата урока (факт) Разделы, тема урока

Ориентир.материал для восприятия

Ориентир.материал

для исполнения

Рабочие примечания
1       Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. ТБ на уроке.

П. Чайковский. «Мелодия», «Старинная французская песенка».

А. Ермолов.

«Первоклашки». Д. Кабалевский, В.Викторов «Песня о школе».

 
2       Классификация музыкальных звуков

П. Чайковский. «Неаполитанская песенка».  

А. Ермолов.

«Первоклашки». Д. Кабалевский, В.Викторов «Песня о школе».

 
3       Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

И.С.Бах. «Менуэт».

А. Ермолов.

«Первоклашки». Д. Кабалевский, В.Викторов «Песня о школе».

 

1 класс. Тема 2. (5 часов) Ритм – движение жизни. 

4     Ритм окружающего мира. Ритмический рисунок.

М.Сильванский. Полька «Комарики».

Н.Андреева. Попевка «Музыкальное эхо». «Антошка» из м/ф «Веселая карусель».

 
5       Короткие и длинные звуки.

С. Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки».

П. Чайковский. Б «Спящая красавица»: Вальс.

Т. Попатенко. «Урок». В.Шаинский «В траве сидел кузнечик».

 
6     Понятие длительностей в музыке.

Л.Бетховен. Экспозиция симфонии №5.

З. Левина. «Что нам осень принесет?»

 
7     Акцент в музыке: сильные и слабые доли.

М.Шух. «Бирюльки» на стихи А.Барто.

З. Левина. «Что нам осень принесет?»

 
8     Обобщающий урок.

Э.Григ. «Утро».

Исполнение по желанию

 

1 класс. Тема 3. (4 ч.) Мелодия - царица музыки.

 
9    

Мелодия-главный носитель содержания в музыке.

П. Чайковский. «Детский альбом»: «Песня жаворонка», «Утренняя молитва».

Рус.нар. песня. «Весёлые гуси»  
10    

Интонация в музыке и в речи.

С. Прокофьев. «Дождь и радуга».

П. Чайковский. «Болезнь куклы».

Рус.нар. песня. «Весёлые гуси».  М Пляцковский «Улыбка».  
11    

Выразительные свойства мелодии.

М. Глинка.«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

В. Осошник. «Танго снежинок». Р.Кудашева «Елочка».  
12    

Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

П. Чайковский. «Баба-яга».

Р. Шуман. «Дед Мороз».

В. Осошник. «Танго снежинок».А.Филиппенко «Новогодняя».  

1 класс.Тема4. (4 ч.) Музыкальные краски.

13    

Понятие контраста в музыке.

Д.Кабалевский «Клоуны», «Кавалерийская».

В. Осошник. «Танго снежинок» А.Филиппенко «Новогодняя».  
14    

Лад. Мажор и минор.

П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Р. Кудашева. «Елочка» А.Филиппенко «Новогодняя».  
15    

Тоника.

П. Чайковский. «Зимнее утро».

Р. Кудашева. «Елочка» М.Иорданский «Голубые санки».  
16    

Урок–обобщение.

Сказка Т.Гофмана и балет П.Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты).

Новогодние песни  

1 класс.Тема5. (5 ч.) Музыкальные жанры: песня, танец марш.

 
17      

Особенности основных жанров музыки: песня, танец и марш.

П. Чайковский. «Вальс».

Е. Юцевич. «Марш».

Б. Фильц. «Морозец»  
18      

Особенности жанра песни.

Ю.Левитин Опера «Мойдодыр»

Попевки «Бим-бом». А.Ермолов «Веселая песенка».  
19      

Песня дружит с маршем.

Л. Бетховен. Экосез до-мажор. С.Прокофьев «Вечер».

А. Островский. «Азбука». В.Шаинский «Когда мои друзья со мной».  
20    

Особенность жанра танца. Песня дружит с танцем.

С.Майкапар «Весной». П. Чайковский. «Вальс».

 

З.Левинова «Неваляшки».  
21      

Музыкальные портреты.

К.Хачатурян. Балет «Чипполино».

Рус.нар. песня. «Солдатушки, бравы ребятушки».Р.Рустамов «Мы запели песенку».  

1 класс. Тема 6. (4 ч.) Музыкальная азбука или где живут ноты  

22    

Основы музыкальной грамоты.

Г.Сасько «Бабочки над цветами»,

Р.Рустамов «Мы запели песенку».  
23      

Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.

«Первый подснежник» М.Глинка.

В. Иванников. «Самая хорошая»  
    Урок–обобщение. Музыкальная викторина.  

24

   

Динамические оттенки (форте, пиано).

П. Чайковский. «Камаринская».

«Что такое доброта?» Из репертуара «Барбарики».  
25    

Обобщающий урок.

Музыкальная викторина.

«Песенный вернисаж».  

1 класс. Тема 7. (3 ч.) Куда ведут нас песня, танец и марш?

26    

Музыка в цирке.

«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

П. Синявский. «Лунный кораблик»  
27    

Музыка в мультфильмах.

С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка».

Е.Крылатов «Колыбельная Медведицы».  
28    

В детском музыкальном театре.

П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

А.Ермолов «Светит солнышко».  

1 класс. Тема 8. (3 ч.) Я – артист.

29    

Легко ли быть исполнителем?

М. Завалишина. Оп. «Когда друзья есть»: Песенка друзей.

Брейн-ринг «Песенка моя».  
30    

Я-артист.

Инструментальное музицирование на детских инструментах

Вокальное музицирование. Творческое соревнование.  
31    

 Разыграй сказку.

Игры-драматизации

Песни-инсценировки.  

1 класс. Тема 9. (2 ч.) Музыкально – театрализованное представление.

32    

Музыкально – театрализованное представление.

 Разработка сценария на основе пройденного материала.

«Песенный вернисаж».  
33    

Урок–концерт.

Музыкальная викторина

«Песенный вернисаж».  
                   

Класс.

Тема 1. (8ч.) Широка страна моя родная.

№п/п Дата урока (план) Дата урока (факт) Разделы, тема урока Ориентир.материал для восприятия Ориентир.материал для исполнения Рабочие примечания
1     Государственные символы России и Донецкой Народной Республики. Герб, флаг, гимн. М. Хохлов. Гимн ДНР. Гимн Российской Федерации. Д. Кабалевский. «Песня о школе»  
2     Гимн ДНР. Гимн Российской Федерации. М. Хохлов. Гимн ДНР. Гимн Российской Федерации. Д. Кабалевский. «Песня о школе»  
3     Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. М.Глинка «Патриотическая песня». Б. Савельев. «Неприятность эту мы переживем»  
4     Великие русские композиторы-мелодисты: М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев. М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»,С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». Б. Савельев. «Неприятность эту мы переживем»  
5     Композитор-сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагменты) В.Шаинский. «Неразлучные друзья»  
6     Многообразие музыкальных интонаций. Г. Гладков «Колыбельная». В. Шаинский «Нераз-лучные друзья»  
7     Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка П.Чайковский «Песня без слов». Д.Львов-Компаниец «Дружат дети всей земли»  
8           Урок–обобщение. Музыкальная викторина. Исполнение по желанию  

Тема 2.   (3 ч) Музыкальное время и его особенности.

 
9     Метроритм Д.Кабалевский «Три подружки». А. Филиппенко. «Весёлый музыкант»  
10     Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Рус.нар. песня. «А мы просо сеяли». Рус.нар. песня. «савка и Гришка».  
11     Ритмоформулы. Такт.Размер. Э.Григ «Утро» А. Жеткевич. «Семеро гномов»  

Тема 3.   (5 ч) Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды.

12     Музыкальный фольклор. Народные игры. Русская народная песня «Зоренька» Хороводные игры «Каравай», «Яблонька», «Заинька».  
13     Святые земли русской. Великий колокольный звон. П.Чайковский «Молитва». В.Шаинский «Снежинки»  
14     Народные инструменты. Дирижирование на2/4, ¾. Народные танцы в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей. А. Мигай. «Зима»  
15     Годовой круг календарных праздников. Игра на народных инструментах Колядки.  
16     Урок–обобщение. Музыкальная викторина. Исполнение по желанию  

Тема 4. (3 ч.) Музыкальная грамота. 

17     Основы музыкальной грамоты.  Н. Римский-Корсаков. Оп. «Золотой петушок»: Увертюра, ария «Звездочета», ария Шамаханской царицы. Г. Струве «Песенка про гамму»  
18     Расположение нот в первой-второй октавах. Н. Римский-Корсаков. Оп. «Снегурочка»: сцена прощания с Масленицей. Ю.Ким «Новогодняя полька».  
19     Интервалы в пределах октавы. Выразительные возможности интервалов» С. Прокофьев. Б. «Золушка»: сцена боя часов. Б. Савельев «Если добрый ты»  

Тема 5. (7 ч.) Музыкальный конструктор. 

20     Мир музыкальных форм. Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля». Б. Савельев «Если добрый ты»  
21     Простые песенные формы: двухчастная форма. В.Моцарт «Волшебная флейта» А. Филиппенко. «Бравые солдаты»  
22     Простые песенные формы: трехчастная форма. С.С.Прокофьев «Детская музыка». А. Филиппенко. «Бравые солдаты»  
23     Вариации. Инструментальные вариации Й.Гайдна, В.А.Моцарта. А. Филиппенко. «Бравые солдаты»  
24     Куплетная форма в вокальной музыке. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой». Ю. Михайленко. «Песня о маме»  
25     Прогулки в прошлое. П.Чайковский«Неаполитанская песенка» Ю. Михайленко. «Песня о маме»  
26     Урок–обобщение Музыкальная викторина Исполнение по желанию  

Тема 6. (5 ч.) Жанровое разнообразие в музыке. 

27     Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. И.Дунаевский Марш из к/ф «Веселые ребята» А. Петряшева. «Взгляни на мир»  
28     Песенность как отличительная черта русской музыки. П. Чайковский. Симфония № 5, І ч. А.Пахмутова «Добрая сказка».  
29     Средства музыкальной выразительности. С.Прокофьев «Сказки старой бабушки» В. Шаинский. «Вместе весело шагать»  
30     Путешествие в мир театра. М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила»: Увертюра. В. Шаинский. «Мир похож на цветной луг»  
31     Балет,опера. Ж. Бизе. Марш из оперы «Кармен». В. Шаинский. «Мир похож на цветной луг»  

Тема 7. (1 ч.) Я – артист. 

32       Я – артист.  Инструментальное музицирование на детских инструментах Вокальное музицирование. Творческое соревнование.  

Тема 8. (2 ч.) Музыкально – театрализованное представление.

33     Музыкально – театрализованное представление.  Разработка сценария на основе пройденного материала. «Песенный вернисаж».  
34     Урок–концерт. Музыкальная викторина «Песенный вернисаж».  

Класс.

Тема 1. (8 ч.) Широка страна моя родная.

№п/п

Дата урока (план) Дата урока (факт) Разделы, тема урока Ориентир.материал для восприятия

Ориентир.материал

для исполнения

Рабочие

примечания

1   Творчество народов России и ДНР. Жанры народной музыки. М. Хохлов. Гимн ДНР. Русская народная песня «Вниз по матушке Волге».

М. Хохлов. Гимн ДНР. «Добрый день» Я.Дубравина.

 

   
2   Романс. Гурилев «Вьется ласточка сизокрылая»

«Здравствуй, детство» И.Космачева.

   
3   Героические страницы. Л. Бетховен. Симфония № 5, ІІІ ч.

«Здравствуй, детство» И.Космачева

   
4   Святой Александр Невский. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Хор «Вставайте, люди русские».

«Здравствуй, Родина моя!». Ю.Чичков

   
5   Жанры русских народных песен. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», М.Глинка

«Большой хоровод» Б.Савельева.

   
6   Былина. Былина о Добрыне Никитиче. Опера-былина «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Б. Савельев.

«Настоящий друг»

   
7   Народные традиции и обряды. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

«Реченька» А.Абрамова.

   
8   Урок–обобщение. Я – артист. Музыкальная викторина.

Исполнение по желанию

   

Тема 2. (8 ч) Хоровая планета.

 
9    Хоровая музыка. Произведения в исполнении хоров А.В.Свешникова, Большого детского хора им.В.С.Попова

«Дружат дети всей земли» Д.Львова-Компанейца.

   
10   Хоровые коллективы и их виды. «Ой, понад Волгой», обр. В.Локтева

Н. Ведмедери. «Осень»

   
11   Академический хор. Произведения в исполнении Государственного академического русского народного  хора им. М.Е.Пятницкого.

Р.н.песня «Ой, понад Волгой», обр. В.Локтева

   
12   Народный хор. М. Глинка. Оп. «Иван Сусанин»  Хор «Славься»

Р.н.п. «Ах, ты, зимушка-зима».

   
13   Военный хор. Произведения в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.Александрова.

Р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды».

   
14   Церковный хор. Произведения в исполнении Церковного  хора

Новогодние песни и хороводы.

   
15   «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Колядки. Международный рождественский гимн «Тихая ночь».

Новогодние песни и хороводы.

   
16   Урок–обобщение. Музыкальная викторина  

Новогодние песни и хороводы.

   

Тема 3.(5ч.) Мир оркестра.

 
17   Симфонический оркестр М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота». В. Шаинский. «Если с другом вышел в путь»

 

 
18   Симфонический оркестр С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». В. Шаинский. «Если с другом вышел в путь»

 

 
19   Жанр концерта. П.И.Чайковский. Концерт №1 для ф-но с оркестром. (1 и 3 части) В. Прихожай. «Ночные музыканты»

 

 
20   Аккомпанемент симфонического оркестра. «Аве Мария». Ф.Шуберт «Аве Мария». И.Арсеев «Игра в слова».

 

 
21   «Богородице Дево, радуйся!» Произведения С.Рахманинова (духовная музыка) Р.нар. песня. «Масленица»

 

 

Тема 4.(3ч.) Музыкальная грамота.

 
22   Основы музыкальной грамоты. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» «Мама» В.Гаврилина

 

 
23   Интервалы трезвучия. Ж.Бизе. Опера «Кармен» (фр.) Ю.Тугаринов. «Мамин день» «Мама» В.Гаврилина

 

 
24   Канон. Вербное воскресенье. Н.Римский-Корсаков опера «Садко». Ю. Тугаринов. «Мамин день»

 

 

Тема 5. (5ч.) Формы и жанры в музыке.

 
25   Форма рондо. Д.Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-песня», «Рондо-танец». Р.н.п. «Со вьюном я хожу».

 

 
26   Урок–обобщение. Музыкальная викторина. Исполнение по желанию

 

 

27

    Простые двухчастные и трехчастные формы. М. Мусоргский. Сюита «Прогулка».

Франц. нар.песня.

«Пастушья песня»

   

28

    Вариации. М. Глинка. «Арагонская хота». М.Равель «Болеро».

Франц. нар.песня.

«Пастушья песня»

   

29

    Вечная память героям Победы! Д.Тухманов «День Победы».

Песни военных лет (на выбор).

   

Тема 6. (3ч.) Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

 

30

    Музыкальный проект «Сочиняем сказку». Игры-драматизации

Песни-инсценировки.

   

31

    Музыкальный проект «Сочиняем сказку». Игры-драматизации

Песни-инсценировки.

   

32

    Я – артист. Инструментальное музицирование на детских инструментах

Вокальное музицирование. Творческое соревнование.

   

Тема 7. (2ч.) Музыкально – театрализованное представление.

 

33

    Музыкально – театрализованное представление.  Разработка сценария на основе пройденного материала.

«Песенный вернисаж».

   

34

    Урок–обобщение. Музыкальная викторина.

Исполнение по желанию

   
                   

Класс

Тема 1. (5 ч.) Песни народов мира.

№п/п Дата урока (план) Дата урока (факт) Разделы, тема урока Ориентир.материал для восприятия

Ориентир.материал

для исполнения

Рабочие примечания
1     Песня как отражение истории, культуры и быта народов мира. ТБ на уроке. М. Хохлов. Гимн ДНР. Груз. нар. песня «Сулико», азерб. Нар. Песня «Цыплята».

Н. Ведмедери. «Здравствуй, школа!». Д.Кабалевский «Наш край».

 
2     Песня как отражение истории, культуры и быта народов мира. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Н. Ведмедери.

«Здравствуй, школа!»

 
3     Особенности песен народов мира. Японская народная мелодия «Вишня».

Ю.Антонов «Родные места»

 
4     Стихира. Стихира. Святые земли русской.

О.Зозуля. «Осень»

 
5     Тропарь и молитва. Молитва «Ангел вопияше» Чеснокова, С Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». Тропарь.

О.Зозуля. «Осень». Рус.нар.песни «Ах, вы, сени», «Сел комарик на дубочек».

 

Тема 2. (4 ч.) Музыкальная грамота.   

6     Средства музыкальной выразительности Р. Щедрин. «Озорные частушки».

Д.Кабалевский. «Наш край»

 
7     Основы музыкальной грамоты. А. Флярковский. «В светлом небе Донецком».

Д.Кабалевский. «Наш край»

 
8     Песенность, танцевальность, маршевость. Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».

«Песенный вернисаж».

 
9     Урок–обобщение. Музыкальная викторина.

Исполнение по желанию

 

Тема 3. (7 ч.) Оркестровая музыка.

10     Виды оркестров: симфонический, камерный.

А.Вивальди «Времена года». В.Блажевич Концерт №1 (1 часть).

В.Прихожай. «Ночные музыканты»  
11     Виды оркестров: народный.

Рус.нар. песни. «Ах, вы сени», «Во поле береза стояла», частушки.

В.Прихожай. «Ночные музыканты»  
12     Виды оркестров: духовой. Оркестровая партитура.

Марш «Прощание славянки».

А.Пинегин «Зимняя сказка»  
13     Виды оркестров: эстрадный.

Оркестровые произведения современной эстрады (Поля Мориа и др..)

А.Пинегин «Зимняя сказка» В. Шебалин. «Зимняя дорога».  
14     Виды оркестров:джазовый.

Д.Гершвин. вступление к опере «Порги и Бесс».

Е.Карпенко. «Ёжики зелёные»  
15     Электромузыкальные инструменты.

Произведения современной эстрады.Синтезатор как інструмент-оркестр.

Е.Карпенко. «Ёжики зелёные»  
16     Урок–обобщение. «К нам приходит Новый год».

Музыкальная викторина.

Исполнение по желанию  

Тема 4. (10 ч) Музыкально-сценические жанры.

17     Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Интродукция.

Р.н.п. «Здравствуй, гостя зима».  
18     Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Ария Сусанина. Хор «Славься».

И. Лученок. «Доброта». Польская нар.песня Жаворонок  
19     Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Увертюра. Речитатив и Ария Руслана.

В. Шаинский. «Улыбка». Нар.песня «Солнце, в дом войди».  
20     Опера «Снегурочка Н.Римского-Корсакова.

Опера «Снегурочка Н.Римского-Корсакова. Хор «Проводы Масленицы». «Шествие царя Берендея.

В. Шаинский. «Улыбка». Грузинская нар. песня «Светлячок»  
21     Пушкин и музыка

Г.Свиридов «Метель».

А. Шустикова. «Мамино слово»  
22     Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский Интродукция. Вальс.

А. Шустикова. «Мамино слово»  
23     Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский Марш. Вальс цветов.

Чешская нар.песня. «Полька»  
24     Русский фольклор. Троица.

С. Рахманинов «Светлый праздник».

Песни, хороводные игры  
25     Мюзикл.

Мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу (фр). Оперетта «Летучая мышь» И.Штрауса. Вальс.

Драматизация песни Р.Роджерса «Уроки музыки»  
26     Урок–обобщение.

Музыкальная викторина.

Исполнение по желанию.  

Тема 5. (2 ч.) Музыка кино.

27     Музыка кино.

Просмотр фр. детских к/ф «Приключения Буратино» (режиссер Л.Нечаев, композитор А.Рыбников)

В.Шаинский«Чему учат в школе». Песни из детских к/ф (караоке)  
28     Музыка кино.

Просмотр фр. детских м/ф У.Диснея, В.Котеночкина, А.Татарского, А.Харжановского, Г.Бардина, Ю.Норштейна.

В.Шаинский«Чему учат в школе» Песни из детских м/ф (караоке)  

Тема 6. (2 ч.) Учимся, играя.

29     Учимся, играя.

Игры-драматизации

Песни-инсценировки.  
30     Учимся, играя.

Инструментальное музицирование на детских инструментах

Вокальное музицирование. Творческое соревнование.  

Тема 7. (2 ч.) Я – артист.  

31     Я – артист. 

Инструментальное музицирование на детских инструментах

Вокальное музицирование. Творческое соревнование.  
32     Я – артист. 

Сольное и ансамблевое музицирование

Вокальное музицирование.Творческоесоревнование.  

Тема 8. (2ч.) Музыкально – театрализованное представление.

33     Музыкально – театрализованное представление.

 Разработка сценария на основе пройденного материала.

«Песенный вернисаж».  
34     Урок–обобщение.

Игры-драматизации

Песни-инсценировки.  
               

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: