Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

VI. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ




Социальная инженерия, как социологическая концепция, получившая изначально свое развитие в работах западных социологов, обозначает «социальное конструирование» в рам­ках частных социальных процессов. Появление социальной инженерии и социального конструирования тесно связано с общей тенденцией применения социологии для решения кон­кретных практических задач, особенно в области теории и практики управления социальными процессами. Социальная инженерия и социальное конструирование проектируют правила, этапы и средства рационального воздействия на соци­альные явления, разрабатывают методы внедрения социоло­гических исследований в общественную практику.

На уровне современного развития методов социологии, сегодня социальная инженерия рассматривается в качестве особого направления практической деятельности социолога, сформировавшегося на фундаменте положений социологи­ческой науки и реализующегося в сфере управления. В рам­ках такого понимания основная функция социальной ин­женерии связана и с деятельностью по обоснованию, пла­нированию и реализации проектов сознательных изменений социальных систем разных типов и уровней, их подсистем и элементов. Центральной проблемой социальной инжене­рии является обоснование самой возможности, правомоч­ности и обоснованности внесения осознанных и планируе­мых изменений в социальную систему, функционирующую на разных уровнях жизнедеятельности. На уровне методо­логии социальная инженерия связана с определением форм, способов, логики и масштаба вносимых и конструируемых изменений.

Социальный инженер и социальный конструктор исходя из позиций прогнозного проектирования вырабатывают сис­тему приемов внедрения в практику социальных инноваций. Это в определенном смысле конструирует новую реальность. Данная особенность социальной инженерии и социального кон­струирования связана и с методикой и техникой реализации социальных проектов. Поскольку социальная инженерия по определению ориентирована на внесение изменений в соци­альные системы, особую роль при формировании подходов занимает позиция субъекта социальных преобразований (ка­ковым выступает социальный инженер).

Существует два подхода как социальному инженеру взаимодействовать с преобразуемым объектом.

Первый подход условно можно назвать предметным, вто­рой — проблемным.

Предметный подход опирается на представление, что со­циальная реальность является системой, реальностью, обусловленной причинно-следственными закономерностя­ми: функциями объектов, поведением исследователя и т.п.

Проблемный подход к социальной инженерии и социаль­ному конструировании сложился недавно (с конца 60-х — начала 70-х гг.) и основывается на представлении о социаль­ной реальности, относящейся к концепции социального дей­ствия. Соци­альная система и социальная организация рассматриваются здесь как гибкие системы взаимодействия, постоянно и со­знательно переконструируемые ее членами. При этом систе­мы (особенно организации) нередко делятся на более простые составляющие и выступают как отдельные системы. В качестве базовой черты социальности в данном подходе рассматривается ее способность к сознательным или спонтанным непрограммируемым извне изменениям. Отличи­тельной чертой социального объекта здесь являются его способность делать «выбор», ставить «цели», разрабатывать «проект самоизменения» и обес­печивать их реализацию.




Таким образом, проблемный подход характеризует сферу идеального. Он связан с проблемой выбора цели и способов ее достижения и фоку­сирует внимание на проектах изменений, возникающих в ходе решения проблемы, и выбором идеального решения является постановка цели. Проблема может быть определена как субъ­ективное отражение реальных или вымышленных противо­речий, возникающих у активного субъекта в процессе целеполагания, целедостижения, в любой практической деятель­ности. Решае­мые подобным подходом задачи связаны с проблемой выра­ботки целей и организацией под цель участников коллективного действия.

Предметный же подход описывает сущность характерис­тики объекта через функциональные послед­ствия действия, совершаемого на основе ранее сделанного или предполагаемого выбора. Он описывает социальную реальность и системность. Следовательно, применение естественной логи­ки представления о закономерностях и определенной природе функционирующею объекта вполне оправданно. Сфера данно­го подхода — это сфера описания предсказания функциональных последствий предпринимаемого социального действия для социальной системы.



Различие подходов к описанию социальной реальности в значительной степени определяет различие в способах осу­ществления этой деятельности. Так, предметный подход опи­рается на разработку исходных концептуальных моделей, к использованию точной естественнонаучной терминологии, к разработке системы адек­ватных показателей и индикаторов, к формализации, к повышению объективности описания, к со­вершенствованию технологии и диагностики в реализации социального проекта. Для проблемного подхода характерно стремление к отка­зу от использования концептуальных моделей, принципиаль­ный отказа от точного использования для описания объекта обыденного языка общения и рассмотрение объекта лишь че­рез призму проблем, возникающих у субъекта деятельности. Основные методы здесь — неформализованные глубинные интервью, игровые методы моделирования реальности, ана­лиз печати и других документов. Здесь делается акцент не на количественные, а на качественные характеристики. Объек­тивные результирующие критерия деятельности не являют­ся самоцелью.





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1423; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9092 - | 7273 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.