Периодизация античной литературы

Период I. Доклассический, архаический. С XI-IX вв. до VIII-VI вв. д. н.э. От господства родоплеменных отношений на территории Балканской Греции до начала форсирования полисной системы, это период греческой колонизации раннегреческих тираний. Это ряд веков устного народного творчества и поэм Гомера («Илиада», «Одиссея»). Следует различать долитературный (догомеровский период), древнейшие литературные памятники – поэмы Гомера и послегомеровские поэмы, а также творчество Гесиода.

Период II. Классический (аттический). VII -IV вв. до н.э. Расцвет древнегреческих полисов, их экономики, период наивысших культурных достижений древних греков. Время проявления собственной человеческой воли, творческого потенциала. Поэтому закономерно развитие лирики, драмы, разнообразной прозаической литературы (философии, истории, оратории).

Период III. Эллинистический. Последняя треть IV вв. до н.э. – Iв. до н.э. ранний эллинизм и поздний эллинизм. В результате восточных походов Александра Македонского возникает система эллинистических государств - греческие города-государства объединились в мощную единую государственную систему, это время расцвета греческого рабовладения. Ведущими жанрами эпохи становятся «новая комедия», александрийская поэзия.

Период IV. Конец Iв. до н.э. – V в. н.э. Поздний Римский. Греческая литература времен Римской империи. В 30-м г. до н.э. последнее из эллинистических государств, птолемеевский Египет, теряет свою независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств попадает под власть и историю Древнего Рима. Наблюдается значительное преобладание прозы над поэзией.

МИФОЛОГИЯ

Древнегреческая литература основывалась на мифах. Миф представляет собой форму общественного сознания в доклассовом периоде. В первую очередь мифы отражают картину организации мира. Сущность человеческого мышления заключалась в одушевлении окружающего мира. Человек переносил на неизвестный до определенной поры мир собственные ощущения, личностные качества, отношения людей друг с другом. Человек верил, что род людей берет начало от какого-либо животного, растения или звезды. Тотемистические представления долго сохранялись в сознании человека. Так как общинно-родовые отношения были понятны и объяснимы человеку данной эпохи, то и окружающий мир наделялся подобными отношениями. Первоначально миф не был отделен от религии, искусства, а представлял своеобразное синкретическое мышление. С развитием общества, новыми познаниями человека, образная картина мира видоизменяется в более рациональном плане. И речь необходимо вести не просто об отдельном мифе или мифах, а о системе человеческого взгляда на мир.

Таким образом, мифология - совокупность народных преданий об устройстве мира, богах, героях. Кроме того, мифология - это и научная дисциплина, изучающая мифы. Можно наметить периоды развития мифологических представлений.

Период 1. Древний, доолимпийский, сложившийся в эпоху матриархата. Мир представлялся человеку как некое живое физическое тело, пространственно неупорядоченное, дисгармоничное, управляемое необъяснимыми для сознания индивида древней эпохи силами. Жизнь человека была подчинена всем циклам земного природного круговорота. Поэтому совершенно закономерно рождается культ земли и связанные с ним работы наполняются магическими действиями. Мифы, рожденные в это время, называются хтоническими (от греч. chthon - земля), в них рассказывалось о божествах земли и подземного мира. Героями мифов являлись Гея, Деметра, Дионис, Аид, Плутон и другие. Чтобы умилостивить их, люди приносили им в жертву животных, окраской напоминающих цвета земли - коричневых, бурых, но главными были животные черной масти.

Архаичная мифология в своем развитии приходит к таким стадиям, как фетишизм и анимизм. Фетишизмом называется видение мира в неразрывности его материальности, в невозможности разделения, разъединения составных настоящего мира. Человеческий взгляд и сознание воспринимают природу как собрание готовых предметов, вещей, необходимых для жизнедеятельности человека, которые полны магической силой и имеют целенаправленное действие. Фетиш помогал человеку ориентироваться в реальной действительности. Фетишами были вырубленные из камня изображения богов, героев, предметы различных орудий, определенные растения, даже сам человек, его органы - сердце, кровь, глаза. С усложняющимися представлениями человека о мире фетишизм уступает место анимизму (от греч. animus - дух, душа). Но первоначально сверхъестественная сила, заключенная в вещи, еще не могла быть вполне свободной от нее. Если уничтожался или погибал фетиш, исчезало действие и магической силы, лишь со временем в сознании людей начинает превалировать понятие духа и демоническое свойство, приобретающее облик бога. Таковы, например, анимистические демоны земли, как титаны, циклопы, сторукие великаны, Эринии, кентавры. В раннем анимистическом представлении преобладает зооморфизм, в котором сохраняются следы, пережитки тотемизма. В дальнейшем трансформация различных чудовищ приводит к образам антропоморфических богов. Мифы сохранили прекрасные образы очеловеченных богов древних греков. Однако в изображении некоторых из них можно найти пережитки тотемно-фетишистского, зооморфного представлений божества. Таково одно из изображений Геры с головой лошади или Аполлона в виде барана, Артемиды в образе медведицы.

Период 2. Классическая или олимпийская мифология. В эпоху патриархата складывается новая героизированная мифология с рядом отдельных героев, побеждающих в схватках чудовищ, гигантов-уродов, что были порождены страхом человека перед непонятной стихией природы. Для данного периода характерна божественная иерархия во главе с Зевсом. Героика мифологии начинается с борьбы Зевса против своего отца Крона. Уходит в прошлое страшный лик природы, на смену ему создаются удивительной красоты божественные образы океана, лесов, полей - океаниды, нимфы морей, рек, гор и т.д. Миром правит всемогущий Зевс, мудрый и справедливый. Стихийные силы подчинены его воле. Поэтому во всем царит гармония и порядок. Общественное изменение человеческой жизни сказалось и в том, что в мифологии женские образы богинь получили новый статус: они подчиняются мужскому началу - Зевсу и за ними закрепляется роль хранителей домашнего очага, покровительство ему, помощницы в любви, браке, земледелии, во всем, что касалось благополучия человеческой жизни. Иной становится позиция человека в мире, способного приступить к преобразованию природы. Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в древности люди мечтали покорить воздушную стихию человеческим разумом. Героика данного периода раскрывается в цикле мифов о Геракле, сыне Зевса и смертной женщины Алкмены. Каждым подвигом героя (уничтожение Немейского льва, Лернейской гидры или Эриманфского вепря и т.д.) утверждаются человеческая воля, сила, сам дух. Такому герою доступна сама беспредельность мира от небесного свода до глубин земли. А его победа над амазонкой Ипполитой свидетельствует о новом общественном укладе человеческой жизни - уходят в прошлое устои матриархата, утверждаются новые порядки, закрепляющие главенствующие позиции мужа - отца семейства, героя. С точки зрения О.М.Фрейденберг, древнейшие мифы - мифы героические, они конкретны в своих формах и метафорах, верно соотнесены с общими внешними чертами объективной действительности. Герои - по содержанию являются космической категорией: воплощают собой весь видимый мир.

Период 3. Эпоха разложения героической мифологии. В мифологии данного периода отражается борьба человека за самостоятельность, свободу от божественной опеки. Человек старается доказать собственную значимость и нередко, а подчас и целенаправленно выступает с вызовом по отношению к богам. У него уже нет былого почтения к ним. Его бесстрашие не колеблется даже наказанием за свою гордыню. В мифах этого цикла история лидийского царя Тантала, похитившего амброзию и нектар для людей, коварство и обман Сизифа, с помощью лукавства сумевшего из всех смертных обмануть владыку Аида и вернуться на землю, поединок героя Диомеда с Аресом и Афродитой, другие рассказы о бесстрашии героев. Боги наказывают человека и его род (например, миф о гибели фиванских царей, мучения потомков Тантала) за смелость, лукавство, вызов олимпийцам, но ничто уже не может остановить человека в его порыве к свободе от божественного волеизъявления.

С началом нового для человека рабовладельческого общества мифы теряют свою содержательность как предопределенную свыше истину, веру и трансформируются в литературные приемы, поэтику, становясь основой художественных форм и жанров. Так созданы великие поэмы Гомера, на основе мифологического представления рождаются трагедия и комедия, многие мифы породили жанр превращений (Овидий «Метаморфозы»). Мифическая содержательность уступает поэтизации природы и человека в творчестве греков и переосмысливается по-новому римлянами.

Развитие древнегреческой литературы тесно связано с мифологией. Греческие мифы можно распределить на группы: космогонические, теогонические, хтонические, антропологические, этиологические. Без влияния мифов, без обращения к мифическим образам, сюжетам невозможно представить классическое греческое искусство, культуру, философию и собственно литературу.

Вводимые понятия: миф, мифология, синкретизм, тотемизм, фетишизм, анимизм, космогонические, теогонические, хтонические, этиологические мифы, зооморфизм, антропоморфизм, герой, героика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: