Досудебное финансовое оздоровление предприятия

Осуществление преобразований в экономике Украины, предпринятых в конце ХХ и в начале ХХI века, свидетельствует, что существенных положительных результатов на макроуровне невозможно достичь без стабилизации финансово-экономического положения предприятий. Многие из них по настоящее время находятся в кризисном положении. Предпринимаемые государственными органами управления меры направлены, в основном, на поиск вариантов взыскания задолженности предприятий (просроченной задолженности, пени, штрафов), которая фактически является безнадежной и невозвратной. Вместе с тем, Постановлением № 515 от 17 марта 2000 года Кабинет Министров Украины предусмотрел порядок проведения досудебной санации государственных предприятий. Под ней понимается система мер по восстановлению платежеспособности государственного предприятия-должника, которое осуществляется органом, уполномоченным управлять государственным имуществом должника с целью предотвращения его банкротства до возбуждения дела о банкротстве. Мероприятия, необходимые для восстановления платежеспособности должны разрабатываться в специальном документе- плане досудебной санации. Содержание этого плана аналогично статье 18 Закона Украины о банкротстве. Статистика данной законодательной инициативы, к сожалению, не свидетельствует о массовости применения досудебной санации как метода реструктуризации предприятия. Вместе с тем, опыт научно-консалтинговой работы автора исследования свидетельствует, что в комплексе мер, направленных на создание исходных условий для финансового оздоровления предприятия, весьма перспективной может быть и досудебная санация.

Четко организованное проведение досудебного оздоровления предприятия позволяет не только предупредить судебную процедуру банкротства, но и способствует вовремя распознавать и идентифицировать признаки надвигающегося кризиса, осуществлять предупредительные меры, укрепляющие рыночные позиции и, если необходимо, вновь реформировать деятельность предприятия, сокращать издержки производства и управления, переходить на новые технологии и т.п.

Процесс финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисном или предкризисном состоянии осуществляется в несколько этапов:

Этап 1. Формирование комиссии по финансовому оздоровлению предприятия.

Члены комиссии: первый руководитель, главные специалисты, консультанты консалтинговой компании. Выработка концепции проведения работ, информационной открытости, определения меры ответственности каждого члена комиссии.

Этап 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и причин негативного состояния предприятия.

Этап 3. Маркетинговое исследование рынка потребителей и разработка стратегического плана преобразования предприятия.

Этап 4. Разработка мероприятий по устранению внешних факторов кризисного состояния предприятия.

Реализация оперативных методов восстановления платежеспособности предусматривает: переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную; регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотных средств в высокооборотные; реформирование схемы управления предприятием и переход на новые методы управления, а также перераспределения центров ответственности в деятельности предприятия; передача объектов социальной сферы (жилых домов, детского лагеря, стадиона и других объектов) в местные органы управления и т.п. Проведение энергосберегающих мероприятий.

Этап 5. Проведение мероприятий по улучшению финансового состояния.

Обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе, достаточном уровне ликвидности активов, повышения качества выпускаемой продукции (услуг), повышения рентабельности и т.п. Постепенное погашение старых долгов.

Этап 6. Создание стабильной финансовой базы.

Разработка долгосрочных мероприятий финансового оздоровления предприятия в перспективе – создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов; устойчивости финансовой системы предприятия. К долгосрочным методам финансового оздоровления относят:

- «активный» маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;

- поиск стратегических инвестиций;

- смена активов на новую продукцию (новые технологии, энергосберегающие ресурсы и т.п.)

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям в Украине, является проблема выплат задолженности и налогов, накопленных за ряд последних лет. В результате предприятие попадает в зависимость от кредиторов, становится неликвидным, теряет гибкость, сдерживается приток иностранных инвестиций. В сложившейся ситуации можно рассчитывать на восстановление платежеспособности предприятия путем проведения досудебной санации.

В соответствии с «Положением о порядке проведения досудебной санации хозяйственных обществ, в Уставном фонде которых государственная доля превышает 25 % и государственных предприятий, по которым принято решение о приватизации» № 1865 от 12 октября 2001 г. Фонд Государственного Имущества Украины в случаях, когда он осуществляет функции по управлению государственными корпоративными правами с целью предотвращения банкротства предприятий, улучшения их финансового состояния и повышения конкурентоспособности продукции, имеет право на проведение досудебной санации.

Таким образом, органы корпоративного управления государственной собственностью имеют юридически обоснованные полномочия на проведение санации предприятий еще до открытия хозяйственным судом Украины дела об их банкротстве. Вводится режим санации под управлением лица, уполномоченного собственником. Практический опыт и логика здравого экономического смысла свидетельствуют, что шансов восстановить свою платежеспособность, то есть финансово оздоровить себя и подготовить к коренной комплексной реструктуризации, намного больше у тех предприятий, которые благодаря своевременно и качественно проведенной диагностике смогли осуществить в случае ее необходимости досудебную санацию. Хозяйственным обществам, доля государственной собственности у которых менее 25 %, либо они готовятся к приватизации, целесообразно взять «на вооружение» формы и методы досудебной санации предприятия-должника. К ним относятся:

- погашение долгов предприятий;

- переоформление краткосрочных кредитов на долгосрочные;

- эмиссию и размещение ценных бумаг (векселей);

- продажу части имущества предприятия-должника или передачи его в аренду;

- реструктуризации предприятия-должника (путем слияния, присоединения, разделения, отделения, преобразования и и.д.).

Положительной чертой упомянутого «Порядка проведения досудебной санации предприятия-должника» является четкая регламентация требований к разработке плана санации, в структуре которого впервые детально проработаны следующие разделы.

Структура плана санации (досудебной)

І.Краткая историческая справка о предприятии:

С указанием собственников акций, долей и паев, организационной структуры,

наличие дочерних предприятий, филиалов представительств и других отдельных структурных подразделений, правового статуса имущества этих подразделений. В этом же разделе кратко характеризуется продукция, цены и рынок, на котором сегментируется информация о финансово-имущественном состоянии предприятия.

II. Данные о движении денежных средств:

За предшествующие 12 месяцев деятельности предприятия

III. Анализ результатов возможной ликвидации:

Прогноз суммы денежных средств, вырученных от продажи имущества предприятия для погашения долгов.

IV. Структура долгов:

Общая сумма и количество кредиторов, структура роста кредиторской задолженности в поквартальном разрезе. Очень важным является определение очередности выплаты долгов кредиторам.1 В этом же разделе приводятся выясненные данные о суммах долгов существенно важным поставщикам и характеризуется степень их готовности к сотрудничеству по реструктуризации долгов.

V. Меры по восстановлению платежеспособности:

Реструктуризация предприятия, перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, отчуждение основных средств, продажа части товаро-материальных ценностей (запасов), передача имущества в аренду, сокращение численности и др., сроки осуществления мероприятий.

VI. Предложения по ведению операционной (оперативной) реструктуризации, расчет необходимых средств:

Четкая формулировка предложений с указанием эффективности и полезности для процесса реструктуризации.

VII. Предложения по осуществлению мер финансовой реструктуризации (реструктуризации долгов) и источникам их финансирования:

Включают характеристику отсроченных и прощенных долгов, возможностей ведения моратория на их оплату, продажи активов или обмена их части на долги. Приводятся данные об условиях привлечения инвесторов и кредиторов в проведении санации (например, таких как переход права собственности на имущество предприятия, распоряжение частью продукции, аренда имущества предприятия, удовлетворение требований кредиторов, другие предложения, а также приводятся результаты реструктуризации долгов за прогнозируемый период

VIII. Прогноз финансовых результатов реструктуризации предприятия:

Содержит данные о прибылях и убытках на предстоящих несколько лет, прогноз движения денежных средств, характеристику развития отношений с поставщиками, налоговой административной службой, а также с работниками предприятия по поводу заработной платы. В этом же разделе приводится структура предприятия после восстановления его платежеспособности.

IX. Расчет суммы средств, необходимых для осуществления мероприятий плана досудебной санации предприятия (согласно финансового обоснования).

X. Ожидаемые последствия (результаты) выполнения плана досудебной санации: Ээффект = D финансового результата / затраты на санацию.

Срок проведения мероприятий досудебной санации предприятий не может превышать, как правило, 12 месяцев. Вместе с тем, Законом Украины «О восстановлении платежеспособности предприятия-должника или признания его банкротом» в отдельных случаях допускается пролонгирование санационных мероприятий еще на 6 месяцев.

Ответственность за выполнение плана досудебной санации несет руководство предприятия-должника, а также управляющий санацией, подконтрольный Фонду Государственного Имущества Украины. Выше рассмотренный «Порядок проведения досудебной санации» предусматривает при ее завершении, а вернее за 15 дней до ее официального окончания, представление отчета управляющего санацией, который должен содержать:

- информацию о выполнении мер, предусмотренных в соответствующих разделах утвержденного ФГИУ плана санации;

- баланс предприятия-должника на последнюю квартальную дату;

- отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату;

- данные о наличии у предприятия-должника денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов;

- данные о дебиторской задолженности и о нереализованных правах предприятия-должника и другие данные о возможностях погашения платежных требований кредиторов.

1.Четкие указания в определении очередности выплаты долгов кредиторам указаны в Законе Украины «О восстановлении платежеспособности предприятия-должника или признания его банкротом»

Реструктурирование долгов представляет собой подготовку и проведение серии сделок между предприятием, его кредиторами и должниками. Предприятие ищет возможности получения со стороны кредиторов таких определенных уступок, как: уменьшение размера долга, списание процентов, снижение процентных ставок или отсрочка платежей без штрафных санкций. В обмен на это оно, то есть предприятие, может предложить часть имеющихся у него активов, например, имущество предприятия, денежные средства или продукцию. Для этого важным представляется оценить имеющиеся у предприятия средства и возможность их продажи в обмен на уступку с учетом производственных нужд предприятия и результатов движения денежных средств.

Кроме активов, предприятие обладает тем, что представляет определенную ценность для кредиторов: возможностью соглашения по реструктуризации долгов в целях увеличения вероятности их погашения. Различные факторы, такие как ликвидация предприятия-должника, отсутствие надлежащей документации или истечение сроков исковой давности увеличивают вероятность риска неполучения кредитором причитающейся ему суммы. У должника же, таким образом, имеется возможность пересмотреть соглашение с кредитором, предложив снижение рисков в обмен на полное или частичное прощение долга.

Проблемы грозящего банкротства предприятия могут стоять очень остро. Тем не менее, в значительном большинстве случаев они разрешимы, если их последовательно разбирать. Реструктуризация долгов – не является исключением.

Первый этап процесса реструктуризации долгов – изучение состояния дел предприятия, т.е. размера задолженности, сроков выплат, процентных ставок. Таким же образом, предприятие должно подсчитать сумму своих требований к другим предприятиям. В результате внимательного изучения этой информации, размер реальной кредиторской задолженности зачастую может быть значительно снижен. Эта работа также дает возможность проведения зачета долгов.

Следующим этапом является – прогноз на будущее. Предприятию необходимо произвести приблизительный подсчет будущих доходов и затрат. Такие расчеты очень важны для реструктуризации долгов. Подобный анализ, часто называемый анализом движения денежных средств (cash-flow), уточнит цели предприятия по снижению задолженности, а также позволяет выявить, что предприятие может реально выплатить своим кредиторам вo исполнение условий новых или ранее заключенных обязательств.

После подсчета сумм кредиторской и дебиторской задолженностей и свободных денежных средств предприятие может начинать переговоры скредиторами. При этом предприятие должно убедить своих кредиторов в том, что достижение компромисса – в интересах самих кредиторов. Добиться этого предприятие может, предложив им либо свои активы, либо пересмотр условий ранее заключенных обязательств, что должно повысить вероятность погашения задолженности. Только убедив кредиторов пойти на компромисс, предприятие сможет реструктурировать свои долги.

На протяжении всего этого процесса предприятие должно быть уверенным в том, что переговоры и новые сделки по реструктуризации долгов не будут оспариваться в судебном порядке ни до, ни после их совершения. Для того, чтобы избежать судебных споров и удержать агрессивно настроенных кредиторов от обращения в суд, предприятие должно четко знать свои права и обязанности.

Процесс реструктуризации может показаться несколько непредсказуемым, но на самом деле это далеко не так, если выполнять его поэтапно.

Проведение эффективной реструктуризации долгов предполагает учет следующих «технологических» особенностей:

- предприятию необходимо детально рассмотреть финансовую ситуацию, что скорее всего позволит выявить возможности увеличения суммы дебиторской задолженности или оспаривания действительности прав требования кредиторов;

- планирование движения денежных средств. Не следует обещать вновь выплатить то, чего предприятие не в силах сделать. Процесс реструктуризации требует доверия. Необходимо давать разумные обещания, чтобы сохранить доверие кредиторов;

- планирование выплаты налогов. Государственные органы имеют значительные полномочия для наложения ареста на имущество физических и юридических лиц в случае неуплаты ими установленных налогов. Поэтому, в планах реструктуризации предприятиям необходимо учитывать обязательные платежи;

- информированность о своих кредиторах. Выяснение того, что они желали бы получить: активы или увеличение вероятности погашения долга. Необходимо предоставить то, что они хотят в обмен на свои уступки;

- использовать известный принцип: разделять и побеждать. Использовать различные подходы в отношении к разным кредиторам или их группам, в зависимости от обоснованности их требований и степени их важности для данного предприятия;

- знание условий для завершения сделки. Может случиться так, что предприятие обеднеет настолько, что у него не останется никакой надежды выжить, и в таком случае оно должно быть ликвидировано. Хотя данное решение довольно болезненно, оно спасет заинтересованные стороны от дальнейшей стагнации и убытков. Это дает и возможность найти нового собственника, который сможет заново начать работу с активами, менеджерами и работниками предприятия.

Проведение реструктуризации долгов предполагает наличие таких трех основных условий: методично обоснованные действия, исполнительность и гибкость. В данном параграфе предложены методы, соответствующие экономической и правовой ситуации в Украине. Результаты зависят непосредственно от самих предприятий: сбор и анализ необходимой информации и конструктивность при заключении соглашений предопределяют успех или провал процесса реструктуризации предприятия.

Процедуры внесудебной санации (или реструктуризации долгов) предприятия

1. Определить, кому и сколько должно ваше предприятие.

Этот шаг требует составления таблиц, позволяющих подсчитать все просроченные долги предприятия, определить каким кредиторам и каким образом может быть погашена эта задолженность в течении прогнозируемого периода.

2. Определить, сколько должны вашему предприятию.

Этот шаг требует: а) подсчета всех просроченных долгов юридических и физических лиц перед вашим предприятием, а также б) определения, сколько из них будет погашено в течение периода реструктуризации долгов.

3. Определить сумму денежных средств, имеющихся у предприятия для погашения долгов.

Этот шаг поможет рассчитать ожидаемую прибыль и расходы на этот период. Сумма прибыли, превышающая расходы, будет являться точкой отсчета в определении того, как выплачивать долги. Этот анализ чрезвычайно важен для прогнозов описанных в шагах 4 и 5.

4. Увеличить суммы денежных средств для выплаты долгов.

Этот шаг предлагает несколько вариантов резервов приращения чистой прибыли для увеличения суммы денежных средств для выплаты долгов.

5. Снижение объема требуемых выплат до уровня, который возможно реально оплатить.

Этот шаг объединяет четыре способа убеждения кредиторов снизить или отсрочить выплаты предприятия по долгам. Другие варианты требуют составления нового графика выплат долгов предприятия.

6.Планирование выплат новых, сокращенных сумм задолженности.

Этот шаг предусматривает разработку графика, с помощью которого предприятие сможет запланировать и распределить между кредиторами первой и второй очереди новые, сокращенные выплаты по долгам.

При осуществлении этапов и конкретных процедур плана реструктуризации долгов следует использовать данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также учитывать требование соответствующих правил и положений, также придется делать множество предположений относительно операционной и финансовой деятельности. Успешность выполнения плана во многом зависит от точности прогнозирования прибыли, направляемой на обслуживание долга.

Существенно и то, что эти шаги – этапы реструктуризации долгов, будут помогать пользователю в составлении плана санации и бизнес-плана, сфокусированных на выполнение обязательств перед кредиторами. В качестве примера применения разработанной автором методики финансового анализа и реструктуризации долгов использованы данные предприятия ЗАО «Орбита».

Успешность формулировки, обсуждения и реализации плана реструктуризации зависят от усилий, прилагаемых заинтересованными сторонами, в частности, директорами и собственниками предприятий.

План реструктуризации может закончиться неудачей в случае игнорирования хотя бы одного его шага. Подготовка плана начинается с тщательного выполнения расчетов, методика которых автором предлагается ниже.

Расчеты осуществляются на примере данных бухгалтерской и финансовой отчетности ЗАО «Орбита». Агрегированная информация иллюстрирует назначение каждого шага процесса реструктуризации и наглядно демонстрирует взаимосвязанность анализируемой информации (таблица 4.6).

Таблица 6.6.

Активы ЗАО «ОРБИТА»1

(Тыс. грн.)

Показатели До реструктуризации долгов После реструктуризации долгов Комментарии
Денежные средства 1,0 1,0  
Товары для реализации 130,0 50,0  
Дебиторская задолженность 800,0 400,0 160 – взаимозачет 180 – продано с 50 % скидкой 60 – дисконтированная переуступка прав требования долга
Товаро-материальные запасы 190,0 90,0 100 – уменьшена за счет бартера
Оборудование 1000,0 600,0 400 – продано, остальное предоставлено в виде залога
Здания, сооружения и земельный участок 500,0 500,0 Использована в качестве залога
Итого активов: 2541,0 1641,0  

Пассивы ЗАО «ОРБИТА»

Показатели До реструктуризации долгов После реструктуризации долгов Комментарии
Обязательства перед поставщиками 900,0 350,0 -550 – часть обязательств на сумму 120 тыс. грн. прощена, погашена взаимозачетом и бартером
Долгосрочные займы 150,0 300,0 Рост обеспечен залогом имущества
Краткосрочные займы 250,0 40,0 Часть переоформлена в долгосрочные кредиты, обеспеченные залогом
Задолженность по зарплате 100,0 -- Погашена через бартер
Платежи в бюджет 190,0 220* Увеличение налогов за счет прощения долгов (+30 тыс. грн.)
Собственный капитал 951,0 731,0  
Итого пассивов: 2541,0 1641,0  
Доля собственного капитала в общей стоимости активов (%)   34,28   44,55  

1. Приведенные в таблице данные являются условными

Результаты анализа предполагают, что органы государственной налоговой администрации рассматривают как базу налогообложения только разницу между первоначальными и вновь определенными обязательствами. В данном случае при ставке налога на прибыль 25 % и сумме долгов, прощенных кредиторами 120 тыс. грн. величина налоговых обязательств возрастет на 30 тыс. грн.

Итак, всего сумма долгов ЗАО «Орбита» в прогнозируемом периоде составит:

До реструктуризации (100+150+250+180+190)= 1670 тыс. грн.

После реструктуризации (350+300+40+220)=910 тыс. грн.

Денежные средства для оплаты долгов в прогнозируемом периоде:

До реструктуризации 25 (0,5х50)+400 (0,5х800)+1=426 тыс. грн.

После реструктуризации 25+400+100+400=925 тыс. грн.

Всего невыплаченных долгов в прогнозируемом периоде:

До реструктуризации - 1244 тыс. грн.

После реструктуризации – 0

В результате реструктуризации долгов ЗАО «Орбита»:

- получит 400 тыс. грн. путем продажи непроизводственных активов;

- аккумулирует 180 тыс. грн. долгов, предложив своим должникам 50 % скидку;

- сократит дебиторскую задолженность путем взаимозачета 160 тыс. грн.;

- получит 60 тыс. грн. путем продажи прав требования на сумму 100 тыс. грн. третьим лицам;

- сократит свои долги по заработной плате на 100 тыс. грн. посредством бартера;

- сократит свои долги на 430 тыс. грн. через взаимозачет;

- убедит нескольких кредиторов «простить» 120 тыс. грн. (начисленные проценты) и добьется отсрочки выплаты значительной суммы путем обеспечения полученных кредитов залогом имущества в обмен на вышеуказанные уступки;

- убедит нескольких «необеспеченных» кредиторов принять простые векселя в качестве оплаты долга (с условием отсрочки выплат). Предприятие обосновывает свое предложение тем, что если погашение долгов не будет отсрочено, предприятие, скорее всего, будет ликвидировано. При таком положении дел кредиторы смогут удовлетворить лишь незначительную часть своих требований.

После процедур реструктуризации долгов, имущества и адекватных ему пассивов у ЗАО «Орбита» станет меньше, то есть предприятие избавится от излишка активов и уменьшит свои долги на 900 тыс. грн. В ближайшем будущем оно сможет сократить обязательства по выплате долгов без начисления дополнительной пени. Выиграют от этого и кредиторы так как многие из них в процессе реструктуризации решат вопросы погашения долгов ЗАО «Орбита». Те кредиторы, чьи требования не будут удовлетворены, увеличат свои шансы на сбор долгов, получив простые векселя и залог имущества.

В течение периода реструктуризации ЗАО «Орбита» с особым вниманием отнесется к выполнению своих обязательств по уплате налогов, так как руководители предприятия осознают, что органы налоговой службы имеют полномочия на наложение ареста на банковские счета и имущество предприятия с целью сбора неуплаченных налогов.

Пример с ЗАО «Орбита» свидетельствует, что если руководство предприятия стремится в точности соблюдать пересмотренные обязательства по выплатам, то оно сможет выйти из банкротства, восстановив платежеспособность. В противном случае кредиторы, в особенности те, что имеют права требования, обеспеченные залогом, скорее всего будут требовать исполнения обязательств в судебном порядке, а стало быть ликвидация предприятия будет неизбежной.

При подготовке вспомогательных таблиц и расчетов для проведения реструктуризации долгов необходимо иметь в виду следующее. Кредиторы должны быть сгруппированы по очередности погашения долга: первоочередные платежи и другие (прочие). Приоритетность платежей по отдельно взятому кредитору определяется с учетом того, как отразится невыполнение оплаты на деятельность предприятия. Например, кредиторы, поставляющие сырье и материалы, должны считаться первоочередными (непогашение долгов может означать прекращение поставок сырья и, вследствие этого, закрытие предприятия). В таком же порядке кредиторы, предъявляющие требования, по которым начисляются высокие проценты, должны быть отнесены к первоочередным (непогашение долга может означать резкое увеличение размера задолженности). И, наконец, банки, удерживающие долги, обеспеченные залогом, и государство, удерживающее налоги и прочие платежи в бюджет, также должны быть признаны первоочередными кредиторами (при неуплате долгов кредиторы могут обратиться в суд за удовлетворением своих требовании).

Кредиторы с незначительным объемом требований или прекратившие поставку сырья и материалов, необходимых для производства, могут быть отнесены ко второй категории срочности.

При подготовке таблиц может оказаться, что количество кредиторов предприятия очень велико. Для выхода из подобной ситуации обычно используется «правило Паретто». Предприятию необходимо определить, соответствует ли определенное количество кредиторов основной массе неоплаченной кредиторской задолженности (по крайней мере 80%). Если кредиторы, входящие в данные 80%, являются наиболее важными для предприятия при достижении успеха реструктуризации долгов, то остальные кредиторы- 20%, могут быть сгруппированы в отдельную категорию «Прочие кредиторы». Тем не менее, предприятие не должно совсем игнорировать «прочую» кредиторскую задолженность, так как она может в какой-то момент стать критической (любой из таких кредиторов может обратиться в суд с требованием объявления должника банкротом.).

Прежде чем включать те или иные долги в список, необходимо произвести сверку долгов, то есть получить подтверждение того, что долги являются взаимно признанными. Обычно это делается путем подписания так называемых актов сверки задолженностей. Если эта процедура будет иметь место, то это самое удобное время заставить некоторых кредиторов, имеющих низкую вероятность удовлетворения долговых требований (по целому ряду причин) признать заниженный долг, если это возможно. Например, в силу истечения срока исковой давности, часть долгов можно не признать вообще и не включать в расчеты.

Дебиторы должны быть сгруппированы по основным категориям балансового отчета, используемым предприятием (расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по денежным кредитам, расчеты с госбюджетом и пр.). Группировка дебиторов является важным элементом при дальнейшем планировании сроков и сумм сбора денежных средств, хотя может и быть изменена для простоты анализа. Рекомендуемая таблица примет следующий вид (таблицу 6.7):

Таблица 6.7

Структура информации о долгах дебиторов предприятия

Дебиторы и договора № договора Дата возникновения обязательства Число дней задержки на дату Ставка процента по договору Начислено процентов по договору
Дебитор А          
Договор А1          
Договор А2          
Дебитор Б          
Договор Б1          
Договор Б2 ……………          

Перед подведением итогов необходимо убедиться, что дебитор согласен с расчетами предприятия. Обычно это процедура выполняется путем подписания актов сверки задолженностей. Если эта процедура будет иметь место, то самое удобное время и место заставить дебитора признать правильность произведенных начислений долга и процентов. Для этого необходимо учесть ставку процента, при условии его начисления на непогашенную дебиторскую задолженность по состоянию на дату составления таблицы. В комментарии включаются, как правило, сведения о характере начисления этих процентов, о штрафах, пенях и пр. по каждой позиции. При этом следует иметь в виду, что характер начисляемых процентов может быть достаточно сложным (через определенное время процент может меняться и пр.).

Заполнение таблиц по выше приведенной форме необходимо для того, чтобы ясно представить, какая политика применима к тем или иным дебиторам и на какие суммы можно рассчитывать в результате ее реализации. Чем более важен дебитор в смысле текущей или стратегической деятельности – тем ниже вероятность того, что ваше предприятие станет применять жесткие меры по востребованию долга.

Необходимо определить cyмму денежных средств, которые предприятие должно выплатить для погашения долга. Для этого готовятся расчеты, которые помогут оценить поступление денежных средств на предприятие и производимые им выплаты на последующие периоды. Реалистичная оценка таких поступлений и выплат («движение денежных средств» – “cash-flow”) очень важна для успешной реструктуризации долгов. Правильный прогноз движения денежных средств поможет предприятию определить, какое количество долгов требует реструктурирования и сколько долгов оно может реально погасить кредиторам. Расчетные показатели должны основываться на результатах операционной деятельности предприятия в прошлом, а также надлежащей текущей информации о состоянии и тенденциях рынка.

В этой части расчетов должны быть включены все предполагаемые денежные поступления в течение последующих периодов.

Таблица 1.8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: