Положительные и отрицательные факторы централизованного управления

Виды технологии управления.

Классификация систем управления.

Существует значительное количество определений и классификаций систем управления, - объектов исследований. Это вызвано большим разнообразием: объектов, целей, методов и технологических средств управления.

Отметим, что базовой системой: приемов, знаний и понятий, определяющих облик (функции и основные параметры) системы управления, является технология управления.

Технологией управления в научных источниках называется сочетание:

· квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы;

· внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или специалистах в процессе достижения ими поставленных целей.

Выделяют технологии:

· Простые;

· Гибкие;

· Информационные;

· Интеллектуальные.

Таблица 1.

Виды технологии Позволяют получать
Простые Один заранее определенный результат
Гибкие Один из совокупности заранее определенных возможных результатов. (В зависимости от складывающихся ситуаций).
Информационные На основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
Интеллектуальные На основе известных знаний новые знания, позволяющие понять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения новых видов эффектов (эффективности функционирования).

По признаку сферы принимаемых решений в управлении выделяют:

· централизованные технологии и системы управления;

· распределительные технологии и системы управления.

Критерий определения централизованной СУ:

· решения применяются одним лицом;

· решения охватывают объект управления в целом.

Таблица 2.

Факторы централизованного управления.
положительные отрицательные
- Высший уровень планирования, контроля и координации деятельности. - Рост сложности и количество принимаемых решений. - Временные задержки с принятием решений. - Длительные маршруты передачи информации до исполнителей. - Потеря эффективности управления.

Распределительная технология (или система) управления характеризуется наличием:

· иерархически, функционально и структурно связанных центров принятия решений и (или) ответственности в согласованных сферах управления деятельностью (от государства до организации);

· делегирования полномочий руководителям для принятия решений на каждом иерархическом уровне ответственности;

· управленческих процедур принятия и реализации решений, в соответствии с полномочиями руководителей.

Недостатками распределительных СУ могут быть повышенные риски:

· нарушения комплексности при распределении полномочий;

· появление конфликтов иерархических уровней элементов системы.

Необходимо обратить внимание, что большинство технологий и СУ являются распределительными.

Предметом при исследовании распределительных систем управления могут быть:

· оптимальность или рациональность распределения (целей, функций, ресурсов и др.);

· достаточность согласования решений;

· быстродействие системы др.

В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и СУ в определенных предметных областях деятельности могут рассматриваться:

1) законодательная и нормативная деятельность;

2) прямое администрирование;

3) информационные технологии и реклама;

4) финансы и финансовый менеджмент.

Сложные системы в состав которых входят СУ, которые могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляет и объекта – система управления.

Системой управления можно назвать конкретный аппаратный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющей решать конкретную проблему (неопределенность) управления.

Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения.

Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) производятся, под воздействием управляющих сигналов или воздействий.

СУ включает элементы:

· датчики информации о состоянии объекта управления;

· подсистема сбора и передача этой информации;

· подсистема обработки управляющих воздействий;

· подсистема выработки управляющих воздействий;

· каналы, подсистемы передачи управляющих воздействий;

· исполнительные устройства.

Обратим внимание, что при проведении исследования СУ нужно установить наличие условий существования эффективного управления:

1) должна быть известна оценка состояния объекта;

2) четко должна быть сформулирована цель управления (формализация целей, производится в процессе синтеза критерия достижения искомого состояния)

3) должны существовать реальные варианты достижения искомого состояния или параметров процесса с принятием существующих или возможных средств и др.

По участию специалиста в принятии и реализации решений выделяют СУ:

· автоматические;

· автоматизированные (с участием чаще всего оператора).

АСУ – это человеко-машинная (гуманистическая) система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах деятельности.

По степени автоматизации условно выделяют СУ:

· высокой – до (40-70)%;

· средней – до (10-40)%;

· низкой – до 10%.

По функциональному назначению АСУ выделяют:

· плановых расчетов;

· материально-технического снабжения;

· управления запасами и др.

По объектам управления:

· технологическим процессам;

· в том числе, литейным и др.

По характеру производственных процессов различают:

· АСУП для предприятий с производством непрерывного типа;

· АСУП для дискретного (мелкосерийного и единичного) и непрерывного – дискретного (поточно-массового и крупносерийного) производств и др.

Внимание! Совместная работа в АСУ специалиста (оператора) и технических средств проводит к тому, что АСУ нельзя исследовать ни как чисто техническую систему, ни как административную, состоящую только из людей.

В АСУ человек (специалист, оператор) может выполнять функции:

· источника информации;

· разработки, принятия и поддержания работоспособности системы и др.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Интеграция создает эффект – эмергентность – несводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: