Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок. В его основе - обращение исследователя к компетентным специалистам. Сам экспертный опрос представляет собой совокупность взаимосвязанных действий и формализованных процедур. Получаемая в его результате информация (экспертные оценки) подвергается обработке с использованием аппарата математической статистики
Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.
|
|
Многообразие экспертных опросов допускает и их многокритериальную типологию. Так, различают очные и заочные опросы, однократные и многократные (итеративные) методы проведения экспертизы. Существуют индивидуальные и коллективные способы построения экспертных оценок, устные (интервью) и письменные (анкетирование) варианты получения этих оценок. Можно привести еще несколько дополнительных критериев: по форме обратной информационной связи, по процедуре получения результата или по его конечной форме.
Принято считать, что для большинства случаев достаточно следующих форм экспертного опроса:
- разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);
- однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм);
- индивидуальный опрос в несколько туров («дельфийская техника»);
- коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый опрос).
Исходя из сущности экспертизы, она предполагает «обязательность» следующих компонентов (условий):
- наличие сложной (в информационно-интеллектуальном плане) исследовательской проблемы;
- наличие группы экспертов - специалистов по данной проблеме; возможность работы с ними, в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области;
|
|
- обязательность корректной реализации адекватно выбранных форм и процедур экспертизы;
− решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений;
− области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.
Экспертиза рассматривается как наиболее адекватное средство для оценки последствий человеческой деятельности и в этом плане нашла широкое применение в прогнозировании (социальном, техническом и т.д.). Ее использование допустимо также там, где «не работают» обычные формализованные методы исследования либо отмечается недостаточность исходной информации. Вот почему экспертные методы называются иногда интуитивными.