Деловая оценка работника чаще всего проходит в форме аттестации. Организационно ее проведение оформляется приказом по предприятию, что придаст ей официальный статус и дает право на использование ее результатов для принятия организационных решений. Таким образом, аттестация является законченным, документально оформленным результатом оценки работника. Ее проведение регламентируется рядом официальных документов и ответствующим методическим обучением.
Ответственность за своевременность проведения аттестации возлагается на администрацию, а непосредственно исполнителем является кадровая служба при активном участии руководителей подразделений и профсоюзных организаций.
Функции аттестации не зависят от формы собственности. Это контроль, стимулирование, улучшение подбора и расстановки кадров.
Суть контрольной функции состоит в периодической проверке деловых и личных качеств работников и их соответствие занимаемой должности. Функция стимулирования нацелена на повышение заинтересованности работника в постоянном развитии своих деловых качеств для успешного прохождения аттестации.
|
|
Аттестация должна проводится планомерно. Различают следующие виды:
- регулярная основная, развернутая (раз 3-5 лет);
- регулярная промежуточная, упрощенная, для оценки итогов текущей работы (для руководителей и специалистов 1 раз 1 год, для некоторых категорий 2 раза в год);
- нерегулярная, вызванная чрезвычайными обстоятельствами (неожиданная вакансия), при введении новых условий оплаты туда.
Проведение аттестации включает несколько этапов:
1) подготовительный;
2) подготовки пакета необходимых документов по аттестуемым работникам;
3) проведение самой аттестации;
4) использование результатов аттестации.
На подготовительном этапе принимается решение о проведении аттестации, определяются сроки ее проведения, составляются списки работников, подлежащих аттестации, определяется количественный состав аттестационной комиссии. Всем этим документам придается юридическая сила: издается приказ по предприятию об аттестации работников с указанием сроков проведения, состава аттестационной комиссии и графика их работы. В приложении к приказу приводится положения об аттестации.
От аттестации освобождаются специалисты, проработавшие меньше года, в данной должности, беременные женщины.
Субъектом оценки выступает аттестационная комиссия. Аттестационная комиссия возглавляется председателем, в ее состав входят члены комиссии и секретарь. В качестве членов комиссии привлекаются специалисты различных подразделений, представители профсоюза, эксперты. Состав аттестационной комиссии не более 5-6 человек.
|
|
График проведения аттестации доводится до работников не менее, чем за месяц, а материалы должны предоставляться не менее чем за 2 недели. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика.
Аттестационный лист: образование, стаж работы по специальности, на предприятии, должности и т.д. (данная информация готовится работником кадровых служб).
Отзыв-характеристика дается руководителем подразделения, работник должен быть ознакомлен с ней за неделю до аттестации под роспись.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках и на основании этого, с учетом обсуждения в отсутствие аттестуемого открытым голосованием даст одну из следующих оценок:
а) соответствие занимаемой должности;
б) соответствие занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций с повторной аттестацией через год;
в) не соответствие занимаемой должности.
Работника знакомят с решением комиссии. Комиссия может дать рекомендации в отношении продвижения или необходимости повышения квалификации.
Важно чтобы аттестация проходила в доброжелательной обстановке.
Эффективность аттестации вырастает, если с ней связаны определенные правовые последствия: поощрения, перевод на более высокую должность, увольнение. Поэтому по итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются ее результаты, решение об изменении в расстановке кадров, о должностных окладах, зачисление персональных работников в резерв на повышение.