Последовательность проведения управленческого анализа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Данная программа составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Менеджмент организации”.

Целью учебной дисциплины “Управление проектами ” является изучение закономерностей и особенностей данных форм организации управления, эффективных способов решения проблем практики современного менеджмента.

В процессе изучения курса раскрываются основные характеристики и факторы, определяющие целесообразность обращения менеджеров компании к проектному менеджменту. В процессе изучения дисциплины “Управление проектами ” ставятся следующие задачи:

• сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории и практики управления проектами;

• изучить возможности проектного менеджмента в решении проблемы повышения эффективности управления;

• сформировать представление о сущности и содержании, технологии проектной деятельности;

• развить навыки современного управления, связанного с использованием потенциала, заключённого в проектном менеджменте и т.д.

Обучение студентов по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Самостоятельная работа заключается в изучении соответствующих учебных пособий и выполнении индивидуальных заданий с последующим контролем преподавателя.

Приведен примерный список контрольных вопросов для проведения экзамена.

Курс “Управление проектами ” представляет собой прикладную научную дисциплину, в которой приращение знаний происходит благодаря использованию результатов исследований и разработок в других отраслях науки. При разработке новых положений ученые используют принципы и методы, заимствованные из таких научных дисциплин как: экономика, менеджмент в т.ч. стратегический, финансовый и др., маркетинг, социология, управление персоналом и многих других.

Методика преподавания дисциплины предполагает чтение лекций, проведение семинарских занятий, деловых игр, анализ реальных организационных ситуаций, консультаций по отдельным (наиболее сложным) вопросам курса, а также написание реферата.

Предусмотрена также самостоятельная внеаудиторная работа студентов в процессе подготовки к семинарским занятиям, тестированию, написанию реферата, которая заключается в самостоятельном изучении основной и дополнительной литературы.

Промежуточный контроль знаний студентов ведется в форме опроса на семинарских занятиях, тестирования, проверки качества выполнения реферата.

Примерная тематика рефератов по курсу “Управление проектами ”:

1. Развитие проектного управления в истории и практике мирового менеджмента

2. Развитие проектного управления в истории и практике отечественного менеджмента

3. Методологические подходы к управлению проектами

4. Формирование концепции проекта.

5. Проблемы обеспечения качества проекта.

6. Цели, назначение и виды планов в управлении проектами.

7. Функции и подсистемы управления проектами

8. Методы управления проектами

9. Организационные структуры управления проектами

10. Контроль и регулирование в управлении проектами.

11. Технологии управления проектной деятельностью

12. Социально-психологические “портрет” эффективного руководителя проекта

13. Социально-психологические аспекты эффективного управления проектом

14. Формирование и развитие проектной группы

15. Командообразование в проектном менеджменте

16. Управление коммуникациями проекта

17. Правовые аспекты управления проектами

Реферат должен в себя включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист

2. План работы или содержание

4. Введение

5. Основная часть (3-4 структурных единицы)

6. Заключение

7. Список использованной литературы

8. Приложения

Введение: раскрывается актуальность, цель, задачи, перечисляются методы, с помощью которых готовилась работа, обосновывается принцип структурирования.

Основная часть состоит, как правило, из нескольких разделов, каждый из которых должен иметь целевое назначение.

Первый раздел представляет собой теоретический анализ проблемы, а последующие опыт практического решения данной проблемы. По тексту допускается использование таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Каждый параграф завершается выводами.

Заключение содержит оценку содержания выполненной работы, обобщающие выводы.

Библиографический список источников и литературы включает источники, монографии, статьи, другие материалы, используемые студентом.

Приложения наглядно иллюстрируют выводы и могут быть представлены в виде вспомогательных материалов, таблиц, схем, анкет, тестов и т.д.

Работа выполняется на одной стороне листа формата А-4 с числом строк на странице –30, число знаков в строке 60-65 с учётом пробелов между словами, шрифт Times New Roman. Поля: левое 30 мм, правое –10 мм, верхнее и нижнее по 20 мм.

После титульного листа помещается оглавление (содержание), в котором указываются все структурные части работы, с указанием страниц, с которых они начинаются, заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Список источников и литературы составляется в алфавитном порядке, инициалы авторов указываются после фамилий. В тексте работы инициалы ставятся перед фамилией. Страницы нумеруются по порядку от титульного листа (на нём цифра “1” не ставится). Нумерация обозначается в середине верхнего поля страницы. Объём 15-20 страниц. Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом (5знаков).

При выполнении работы необходимо соблюдать корректный стиль изложения (грамотность, точность формулировок, не употребление бытовой речи и т.д).

Осваивая курс “Управление проектами ”, студенту необходимо научиться работать на лекциях, проявлять творчество и деятельную активность на практических занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.

В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний.

По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с понятиями, научиться использовать новые понятия в процессе анализа положений науки.

Очень важно активно участвовать в дискуссиях, анализе творческих задач, моделировании и решении различных проблемных ситуаций, предлагаемых лектором.

Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору. Дома необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, определить словарь новых терминов, определить сущность изученной проблемы, а также какие вопросы оказались сложными для его восприятия.

Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно. Для этого необходимо изучить лекционный материал, соответствующий теме занятия и рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы. А также подготовить необходимый материал, информацию, предложенные для самостоятельного выполнения на предыдущей лекции или практическом занятии.

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- наличие контрольных заданий;

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:

- записывать ключевые слова и основные термины,

- составлять словарь основных понятий,

- составлять таблицы, схемы, графики и т.д.

- писать краткие рефераты по изучаемой теме.

Следует выполнять рекомендуемые задания, анализировать вопросы.

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал.

В процессе подготовки к экзамену и зачету необходимо систематизировать, запомнить учебный материал.

Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, анализ ситуаций, проблем организационного поведения, поиск ответа на контрольные вопросы.

Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов:

? знакомство;

? понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;

? фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;

? запоминание и последующее воспроизведение;

? использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.

Для того, чтобы студент имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от студента определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.

Изучая проектный менеджмент, студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить определённого объёма учебный материал.

Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения студентом следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:

- запись ключевых терминов,

- составление словаря терминов,

- составление таблиц, схем

- выявление причинно-следственных связей,

- составление коротких рефератов, учебных текстов,

- составление опорных схем и конспектов,

- составление плана рассказа.

Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала по курсу “управление проектами ” на помощь студенту приходит содержание самой учебной дисциплины, при этом у студента есть возможность проявить своё творчество, эрудицию и общий уровень подготовки по данному направлению, что существенно повышает мотивацию и облегчает запоминание необходимой информации.

Перед непосредственным проведением анализа необходимо определить его цель и задачи. Затем разрабатывается программа анализа, в которой определяются методы и приемы анализа, оптимальные для достижения поставленных целей и задач, информационная база анализа.

Весь управленческий анализ хозяйствующего субъекта следует разделить на три этапа: анализ системы учета, анализ системы управления анализ системы производства. Данный принцип классификации определяется порядком и последовательностью ведения управленческого анализа на практике.

При осуществлении управленческого анализа хозяйствующего субъекта каждый предыдущий этап будет автоматически подготавливать необходимую информацию для каждого последующего этапа.

Анализ системы учета хозяйствующего субъекта является началом управленческого анализа. Цель системы учета – создание основы обеспечения необходимой интенсивности производства.

Система учета состоит из элементов капитала хозяйствующего субъекта: имущественного, человеческого и учетного капитала.

Исследование имущественного капитала системы учета заключается в проверке способности хозяйствующего субъекта создавать условия для того, чтобы персонал системы учета мог выполнять свои должностные обязанности, а именно:

- вести контроль за выполнением норм рабочими. При этом необходимо проверить, каждый ли рабочий имеет необходимое материальное обеспечение для отчета о выполненной работе;

- создавать информационную основу для принятия управленческих решений. Для этого необходимо проверить, созданы ли нормальные условия труда для персонала системы учета.

Исследование человеческого капитала системы учета хозяйствующего субъекта заключается в проверке соответствия профессиональных качеств сотрудников занимаемой им должности в этой системе. В результате такой проверки можно выявить некомпетентных сотрудников и нецелесообразные должности в системе учета или определить недостаток в количестве сотрудников и целесообразность введения в штат дополнительных должностей в системе учета хозяйствующего субъекта.

Исследование учетного капитала системы учета хозяйствующего субъекта заключается в определении соответствия действий сотрудников системы учета действиям, необходимым для выполнения их должностных обязанностей, а также действующему законодательству (в частности, в соответствии с нормами Кодекса законов о труде РФ).

Анализ системы управления хозяйствующего субъекта – второй шаг управленческого анализа. После проведения управленческого анализа систему учета аналитики должны иметь полное представление о структуре системы управления хозяйствующего субъекта, а также о ее качественных и количественных параметрах.

Анализ системы управления хозяйствующего субъекта теоретически основывается на анализе элементов его капитала: имущественного, человеческого и учетного.

Целью системы управления хозяйствующего субъекта является выработка управленческих решений, направленных на создание основы для экономически целесообразного развития системы производства, поэтому цель данного анализа – создание способности системы управления вырабатывать названные управленческие решения.

Имущественный капитал системы управления необходим для создания условий эффективной умственной деятельности персонала системы управления хозяйствующего субъекта. Персонал должен быть обеспечен необходимыми помещениями (кабинетами), а также специальным оборудованием, средствами связи и транспорта.

Человеческий капитал системы управления – это аналитические способности работников данной системы.

Учетный капитал системы управления может быть исследован на основе теории элит. Можно сказать, что качество системы управления выражается в качестве лиц высшего руководства хозяйствующего субъекта. Таким образом, аналитикам необходимо проводить анализ работы лиц высшего руководства хозяйствующего субъекта.

Цель анализа системы производства – количественное выражение вероятности эффективной технико-организационной деятельности хозяйствующего субъекта в будущем. Для определения этой вероятности необходимо установить значение максимального производственного потенциала (МПП) и значение фактического потенциала (ФПП) хозяйствующего субъекта.

Практическим выражением производственного потенциала является степень выполнения норм основными производственными рабочими хозяйствующего субъекта. На практике при нормальных условиях труда выполнение или невыполнение той или иной нормы зависит от субъективных качеств и способностей того или иного рабочего. Если рабочие не обеспечены нормальными условиями труда, то хозяйствующим субъектом управляет некомпетентное руководство.

Таким образом, анализ системы производства должен начинаться с анализа фактического выполнения индивидуальных норм основными производственными рабочими. Информационная основа данного анализа создается системой учета затрат на производство и калькулирования себестоимости единицы продукции.

Сущность показателя МПП (максимального производственного потенциала) заключается в том, что производственный потенциал хозяйствующего субъекта можно значительно увеличить, вложив незначительное количество труда. Например, путем более оптимального, сточки зрения подачи ресурсов и сбора готовой продукции, размещения станков в цехе; более рационального территориального размещения корпусов цехов; установления рационального организационного порядка производства и др.

Если анализ экономического состояния на практике осуществляется последовательно, то вопрос определения МПП сводится к поиску оптимального варианта организации производственного процесса. Эта задача может быть решена на основе применения математических методов анализа. К ним относятся графический метод, корреляционный и регрессионный анализ, линейное программирование, динамическое программирование, математическая теория игр, математическая теория массового обслуживания, матричные методы анализа и др.

-3-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: