Организация работ по стандартизации продукции и услуг

Раздел 5. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, стимулированию применения государственных стандартов.

Раздел 3. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Понятие стандартизации.

Статья 2. Законодательство РФ о стандартизации. В этой статье раскрываются рамки данного Закона. В частности, этим законом регулируются все отношения в области стандартизации, кроме отношений, связанных с государственными образовательными стандартами.

Статья 3. Международные договоры. В ней говорится о главенстве международных правил, заключенных РФ в области стандартизации над правилами российского законодательства.

Статья 4. Организация работ по стандартизации. Руководит этой деятельностью Госстандарт РФ (с 2004 года Росстехрегулирование, но это пока не отражено в Законе).

Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации.

Раздел 2. Нормативные документы по стандартизации и их применение.

Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним.

К таким документам относятся:

· Государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

· Стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений.

Статья 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации. В частности, в этой статье говорится о том, что государственные стандарты должны содержать:

- требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования технической безопасности и производственной санитарии;

- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению и утилизации продукции;

- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг и т.п.

Статья 8. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Статья 9. Применение нормативных документов по стандартизации.

Статья 10. Информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация.

Статья 11. Государственный контроль и надзор. В частности, в статье говорится, что государственный контроль и надзор за соблюдение … государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Ответственность за это несет Госстандарт (Росстехрегулирование сейчас).

Статья 12. Органы государственного контроля и надзора. Таким органом является Госстандарт России (сейчас Росстехрегулирование) и различного уровня государственные инспекторы.

Статья 13. Государственные инспекторы, их права и ответственность.

Раздел 4. Ответственность за нарушение положений настоящего закона.

Статья 14. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица несут такую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 15. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору. В этой статье перечисляются мероприятия, которые подлежат обязательному государственному финансированию в области стандартизации, в частности: разработка государственных, международных стандартов; разработка актов законодательства РФ по конкретным объектам стандартизации и т.п.

Статья 16. Стимулирование применения государственных стандартов. В этой статье гарантируется государственная экономическая поддержка и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам.

Таковы основные положения и структура ФЗ РФ «О стандартизации».

В целом в Российской Федерации существуют следующие категории и обозначения стандартов:

· ГОСТ Р – государственный стандарт РФ;

· ОСТ – отраслевой стандарт;

· ТУ – технические условия;

· СТП – стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений);

· СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений);

· ГОСТ – межгосударственный стандарт СНГ;

ИСО – международный стандарт.

Организация работ по стандартизации проводилась до 2004 года Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 мая № 498.

После президентских выборов 2008 г., структура органов, отвечающих за управление качеством, была преобразована. В частности, функции по управлению качеством в различных отраслях стали выполнять ряд министерств.

Так, в Министерство промышленности и торговли ( после президентских выборов 2008 г. ) вошла Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии или Росстехрегулирование.

В Министерство природных ресурсов и экологии РФ вошли (после президентских выборов 2008 г.) следующие структуры:

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Федеральная служба в сфере природопользования;

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

· Федеральное агентство водных ресурсов;

· Федеральное агентство по недропользованию.

К Министерству регионального развития РФ перешли функции Федерального агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (это бывший Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, который занимался вопросами стандартизации, сертификации и надзора в строительстве или Госстрой).

К Министерству энергетики РФ перешли функции Федерального агентства по энергетике.

На Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство сельского хозяйства РФ возложена обязанность совместного осуществления функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля.

Таким образом, в настоящее время существует несколько министерств, федеральных служб, агентств и других государственных структур, которые и занимаются вопросами организации стандартизации.

В целом, порядок разработки, обновления и отмены государственных стандартов остается прежним, т.е. осуществляется техническими комитетами (или им подобными органами) по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ. Главным содержанием этих планов сейчас является разработка технических регламентов (их более 300 и стоимость разработки каждого до 2 млн. долларов), носящих силу закона и утверждаемых теперь Государственной Думой РФ (на май 2008 г. приняты 2 технических регламента: по бензину и молоку).

Проследим последовательность действий в сфере стандартизации государства, отраслей, предприятий, организаций. Она включает следующие этапы:

1) Организацию разработки стандарта (технического регламента) на основе заявок в технические комитеты по закрепленным за ними объектами стандартизации. Функции технического комитета: определение подкомитета-разработчика; определение рабочей группы для разработки проекта стандарта; определение сроков выполнения работ по стадиям разработки стандарта (регламента).

2) Разработка проекта стандарта (технического регламента). На этом этапе технический комитет проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и публикует информацию в средствах печати и направляет соответствующие пояснительные записки заинтересованным органам и лицам. В заключение готовится первая редакция проекта стандарта (регламента), которая рассылается по различным адресам в соответствии с имеющимися заявками.

3) Разработка проекта стандарта (технического регламента) в окончательной редакции. На этом этапе изучаются отзывы на первую редакцию стандарта (регламента) и готовится стандарт (регламент) в окончательной редакции с учетом поступивших отзывов и вновь направляется заинтересованным организациям и лицам: членам технического комитета; органам государственного контроля и надзора; научно-исследовательским организациям и т.д.

4) Утверждение и государственная регистрация стандарта (технического регламента) в Государственной Думе.

5) Издание стандарта (технического регламента).

6) Анализ предложений об изменении стандарта (технического регламента) с вариантами:

- обновление стандарта (технического регламента);

- пересмотр стандарта;

- отмена стандарта (технического регламента).

Таков примерный алгоритм появления и утверждения стандарта (технического регламента) в России.

Обновление или замену стандарта (технического регламента) проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Оно осуществляется через те же органы и организации на основе заявок. Информацию о выпуске, изменении к стандарту, или его отмене публикуют в информационном указателе «Государственные стандарты РФ». Так, в 2000 году в РФ было принято 397 стандартов, при этом 102 международных стандарта были введены напрямую.

Таковы некоторые основные теоретические положения, связанные со стандартизацией продукции. Далее рассмотрим порядок реализации требований стандартов в сертификации продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: